Режим работы: с 10:00 до 17:00, кроме понедельника
Сад скульптур работает без выходных в летнее время с 10:00 до 21:00, в зимнее время с 10:00 до 17:00

Адрес: г.Одесса, ул, Ланжероновская, 2

Телефон: 8 (048) 722-33-70
Отдел экспертизы культурных ценностей: 8 (0482) 33-52-12, 33-52-13
E-mail: litmuseum.org@gmail.com

-Фотогалерея -Музейщики смеются -Виртуальный тур -Сад скульптур
ДО СИХ ПОР НЕ ЗАБЫТ

«Умер назад два месяца и все еще не забыт! Тогда
есть надежда, что память о великом человеке
переживет его на полгода».
В. Шекспир. «Гамлет». Трагедия.

Можно ли представить Владимира Высоцкого семидесятилетним? Невозможно. Хотя не такой уж и неподъемный возраст, мог бы и дожить. Так или иначе, но 25 января этого, 2008-го года исполняется 70 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Круглая дата. Никакие «разнарядки сверху» не велят ее отмечать, но никто не противостоит этому юбилею в отсутствие юбиляра. Поступайте, как вам угодно. Вспоминайте, не вспоминайте, включайте записи его баллад, смотрите фильмы, в которых он играл, передачи, сделанные о нем уже после смерти. Вольному воля. Хотите, пойте, хотите – нет.
Непривычно как-то. Он же был, Высоцкий. Его личность была магнитом, притягивавшим к себе и взгляды, и души. Его запрещали, его не издавали, не давали ему выступать на сцене. Его ранняя, неожиданная, внезапная, преждевременная смерть стала поводом для скорби, слез и отчаяния многих и многих тысяч людей. А его песни, его голос: разве не они были путеводным светильником для тех же тысяч и тысяч?
И казалось, не так уж давно, каких-нибудь 28 лет тому, что Владимир Высоцкий, так всерьез вошедший в судьбу страны и народа, не умрет никогда. Хотя бы в сердцах тех, для кого он пел, играл, писал… Леденеет сердце любого человека, жившего в «эпохе Высоцкого», при взгляде на сегодняшний день. При мысли о том, как скоро, немедленно, он был забыт. Не нужен никому. Застыл на пьедестале.
Какие смешные мысли посещали иногда: «Вот Высоцкого не хватает, вот был бы он жив, – никто бы не посмел…». «Высоцкий бы спел, Высоцкий бы написал, – поняли бы, стало бы стыдно…». Нужно быть крайне наивным человеком, чтобы полагать, что мнение поэта может не то чтобы изменить, но хотя бы подкорректировать неизбежный ход событий. Все же у такой наивной позиции была подоплека. Мы жили в странной стране, где вместо юристов законодателями были поэты. Ах, какие у нас были гениальные поэты! Присоединиться к сонму «бессмертных», занять место среди них было трудновато. Не потому, что поэтам не хватало гениальности. А потому, что признание приходило не сразу.
К Высоцкому признание интеллигенции пришло, как ни грустно это осознавать, практически после смерти поэта. Интеллигенция излучала недоверие: «Бандитские песни, дворовая поэзия, Высоцкий – фи, дурной тон». Какая странная закрытость души, какая внутренняя несвобода! Даже, если хотите, кастовая порука. «Приличный человек не позволит себе слушать «Нинку», «Того, кто раньше с нею был», «Где мои семнадцать лет». Одного поэта побивали другим: «Вот Пастернак, вот Цветаева, вот Ахматова – это уровень. А этот, да еще и под гитару, под три аккорда – для слабоумных, для одноклеточных». Все оттого, что Высоцкий вошел в поэзию с «черного хода», а это было так необычно и так непривычно для «рожденных в СССР».
И это при том, что в «несветской» манере входить в поэзию, Высоцкий далеко не первый. В разные времена до Высоцкого во Франции был Вийон, в России – Барков, в поэзии Соединенного королевства – Роберт Бернс, во всей Западной Европе – ваганты и миннезингеры. Все они были пьяницами, забулдыгами и охальниками, а Вийон к тому же вором, возможно – разбойником, окончившим жизнь на виселице. Все это не помешало обществу признавать их поэтами при жизни. Все это не помешало их поэзии остаться в веках. И казалось бы, огромная синтетическая культура русского языка, русской литературы, оснащенная блистательными переводами великих переводчиков, должна была бы подготовить ушки интеллигентных мальчиков и девочек, да и людей постарше, к приходу поэта уровня и ранга Высоцкого. Ан нет, не произошло. Хорошим тоном, до июля 1980 года, до дня смерти Владимира Семеновича было принято пожимать плечами и говорить «Высоцкий – фи, Высоцкий – жлоб, Высоцкий – для быдла». И таков был общий приговор, приговор читающих, «рыцарей поэзии», умненьких, пытливых, несытых и… чрезвычайно ограниченных.
Конечно, интеллигентская прослойка СССР была неоднородна. Конечно, были и другие мнения, особенно в центрах культурной радиации – Москве, Ленинграде, даже в Одессе. Но не зря Андрей Вознесенский в посмертных стихах, посвященных Высоцкому, сказал: «Он так хотел, чтоб не актером, чтобы поэтом называли». Как в оговорке «по Фрейду», которая выдает говорящего с головой: «Он так хотел, ну, что поделать, мало ли кого чему хочется. Был известным актером, песенки писал и здорово исполнял. А вот поэтом – не получилось». В строках признанного поэтического кумира страны Андрея Вознесенского – правда, ужасная правда о том, что никакая гениальность не может преодолеть сложившегося общественного мнения, «общего приговора».
Впрочем, подобное утверждение тоже несколько категорично, поскольку уже вышли с магнитофонных пленок и ушли в уши и сердца «Банька», «Баллада о детстве» («Час зачатья я помню не точно…»), «Як-истребитель» и другие, не менее значимые, не менее полновесные и неоспоримые тексты поэта. И все же, с признанием Высоцкого-поэта страна опоздала. Первопричиной, конечно были советские запреты, но не последнюю роль сыграл и интеллигентский снобизм. Очень возможно и неоспоримо, что именно из-за чувства вины, из-за того, что прохлопали, проглядели законодателя, властителя дум, так звучал из каждой подворотни, из каждого окна голос Высоцкого, записанный на магнитофонную ленту!
В этом был единый порыв учителей и сантехников, профессоров и слесарей, искусствоведов и уборщиц. А так же директоров, товароведов, продавщиц, официанток, космонавтов, военных с погонами всех мастей и даже секретарей райкомов и обкомов. И казалось, еще вот-вот, еще чуть-чуть – и кривое выпрямится, и направленное хриплым, неповторимо окрашенным интонациями голосом барда, устремится к простым, но вечным истинам. Пустые надежды! Идеалистические мечтания!
Чувство вины прошло – ничто же не вечно под луной, как сказал поэт. Выросло поколение, на которое магия голоса Высоцкого не действует никак – при жизни не знали, по смерти вовсе не интересен. Не стоит быть, конечно, столь категоричным в приговорах, но речь идет не об отдельных людях, а о всеобщей тенденции. «Пусть Гамлета к помосту отнесут, как воина, четыре капитана». Для младших он умер, для старших… Для тех, кто жил в «эпоху Высоцкого» – еще хуже. До краев, под завязку переполненный формальностью и официозом большой концерт в Кремлевском дворце. За год до семидесятилетнего юбилея поэта. На сцену, помимо «уважаемых граждан», полковников, генералов и на худой конец майоров, выходили самые знаменитые актеры современности. Они исполняли песни Высоцкого разных лет. Казалось бы, чего же боле? Какой больший почет можно оказать всенародно любимому и безвременно ушедшему барду? Ах, лучше никакого! Что со стороны людей в военной форме, что со стороны тех, кто пел в цивильной одежде. Вечер памяти стал какой-то чудовищной пародией на живое творчество, каменной официальной памятью, впрочем, предвиденной Высоцким в его стихах.
Так может и к лучшему, что в Одессе нет никакой «разнарядки сверху»? Кто захочет, тот и споет. Или включит магнитофон… О, уже не магнитофон, но плейер, но это не так важно. Вот и в Одесском литературном музее открыта в день его рождения выставка, посвященная и поэту и одному из самых знаменитых роли Гамлета в прошлом тысячелетии. А разве можно представить себе Гамлета семидесятилетним? Погиб молодым. Как ни странно, до сих пор не забыт.
ЕЛЕНА КАРАКИНА.


Назад

Афиша. События
Выставка «Петрусь Бровка. Мой ХХ век…»

10 января 2018 года в 16.00 в Одесском ...
Фотовиставка «Зима на карпатських полонинах»

«Зима на карпатських полонинах» - открытие фотографической выставки Луговенко Ирины ...
Презентация 8-го выпуска научного сборника «Дом князя Гагарина» и 71-го номера альманаха «Дерибасовская- Ришельевская»

26 декабря в 15.00 в Золотом зале Одесского ...
Рождественская программа

19 декабря
15:00  – Золотой зал. «Рождественские ...
«Рождественские видения» Как праздновали Рождество в Старой Одессе

Мемориальный музей К. Г. Паустовского продолжает историко-литературную программу «Книжные прогулки ...
Концерт «Присвята артистам» у Золотій залі

15 грудня о 15:00 у Золотій залі відбудеться концерт «Присвята ...
Литературный вечер «Мы жили тогда на планете другой», посвящённый Георгию Иванову

Творческая гостиная «Diligans» приглашаtт на декабрьскую встречу-остановку «Мы жили тогда ...
Открытие выставки «Миры Юрия Коваленко»

17 ноября в 16:00 в галерее Одесского литературного музея состоится ...
-Гостевая книга
В публикации \"Генриетта\"прочитала о том, что раньше выходили материалы о ...
Автор: Татьяна

Place3D - профессиональное создание 3D туров и 360 виртуальных панорам. ...
Автор: Sergey

Доброго дня! Підкажіть, будь-ласка, чи є у фондах музею видання ...
Автор: Ольга

Виртуальные туры
«Photo3d»
ОДЕССКИИЙи
ЛИТЕРАТУРНЫЙ
МУЗЕЙ