Режим работы: с 10:00 до 17:00, кроме понедельника
Сад скульптур работает без выходных в летнее время с 10:00 до 21:00, в зимнее время с 10:00 до 17:00

Адрес: г.Одесса, ул, Ланжероновская, 2

Телефон: 8 (048) 722-33-70
Отдел экспертизы культурных ценностей: 8 (0482) 33-52-12, 33-52-13
E-mail: litmuseum.org@gmail.com

-Фотогалерея -Музейщики смеются -Виртуальный тур -Сад скульптур
ДО СИХ ПОР НЕ ЗАБЫТ

«Умер назад два месяца и все еще не забыт! Тогда
есть надежда, что память о великом человеке
переживет его на полгода».
В. Шекспир. «Гамлет». Трагедия.

Можно ли представить Владимира Высоцкого семидесятилетним? Невозможно. Хотя не такой уж и неподъемный возраст, мог бы и дожить. Так или иначе, но 25 января этого, 2008-го года исполняется 70 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Круглая дата. Никакие «разнарядки сверху» не велят ее отмечать, но никто не противостоит этому юбилею в отсутствие юбиляра. Поступайте, как вам угодно. Вспоминайте, не вспоминайте, включайте записи его баллад, смотрите фильмы, в которых он играл, передачи, сделанные о нем уже после смерти. Вольному воля. Хотите, пойте, хотите – нет.
Непривычно как-то. Он же был, Высоцкий. Его личность была магнитом, притягивавшим к себе и взгляды, и души. Его запрещали, его не издавали, не давали ему выступать на сцене. Его ранняя, неожиданная, внезапная, преждевременная смерть стала поводом для скорби, слез и отчаяния многих и многих тысяч людей. А его песни, его голос: разве не они были путеводным светильником для тех же тысяч и тысяч?
И казалось, не так уж давно, каких-нибудь 28 лет тому, что Владимир Высоцкий, так всерьез вошедший в судьбу страны и народа, не умрет никогда. Хотя бы в сердцах тех, для кого он пел, играл, писал… Леденеет сердце любого человека, жившего в «эпохе Высоцкого», при взгляде на сегодняшний день. При мысли о том, как скоро, немедленно, он был забыт. Не нужен никому. Застыл на пьедестале.
Какие смешные мысли посещали иногда: «Вот Высоцкого не хватает, вот был бы он жив, – никто бы не посмел…». «Высоцкий бы спел, Высоцкий бы написал, – поняли бы, стало бы стыдно…». Нужно быть крайне наивным человеком, чтобы полагать, что мнение поэта может не то чтобы изменить, но хотя бы подкорректировать неизбежный ход событий. Все же у такой наивной позиции была подоплека. Мы жили в странной стране, где вместо юристов законодателями были поэты. Ах, какие у нас были гениальные поэты! Присоединиться к сонму «бессмертных», занять место среди них было трудновато. Не потому, что поэтам не хватало гениальности. А потому, что признание приходило не сразу.
К Высоцкому признание интеллигенции пришло, как ни грустно это осознавать, практически после смерти поэта. Интеллигенция излучала недоверие: «Бандитские песни, дворовая поэзия, Высоцкий – фи, дурной тон». Какая странная закрытость души, какая внутренняя несвобода! Даже, если хотите, кастовая порука. «Приличный человек не позволит себе слушать «Нинку», «Того, кто раньше с нею был», «Где мои семнадцать лет». Одного поэта побивали другим: «Вот Пастернак, вот Цветаева, вот Ахматова – это уровень. А этот, да еще и под гитару, под три аккорда – для слабоумных, для одноклеточных». Все оттого, что Высоцкий вошел в поэзию с «черного хода», а это было так необычно и так непривычно для «рожденных в СССР».
И это при том, что в «несветской» манере входить в поэзию, Высоцкий далеко не первый. В разные времена до Высоцкого во Франции был Вийон, в России – Барков, в поэзии Соединенного королевства – Роберт Бернс, во всей Западной Европе – ваганты и миннезингеры. Все они были пьяницами, забулдыгами и охальниками, а Вийон к тому же вором, возможно – разбойником, окончившим жизнь на виселице. Все это не помешало обществу признавать их поэтами при жизни. Все это не помешало их поэзии остаться в веках. И казалось бы, огромная синтетическая культура русского языка, русской литературы, оснащенная блистательными переводами великих переводчиков, должна была бы подготовить ушки интеллигентных мальчиков и девочек, да и людей постарше, к приходу поэта уровня и ранга Высоцкого. Ан нет, не произошло. Хорошим тоном, до июля 1980 года, до дня смерти Владимира Семеновича было принято пожимать плечами и говорить «Высоцкий – фи, Высоцкий – жлоб, Высоцкий – для быдла». И таков был общий приговор, приговор читающих, «рыцарей поэзии», умненьких, пытливых, несытых и… чрезвычайно ограниченных.
Конечно, интеллигентская прослойка СССР была неоднородна. Конечно, были и другие мнения, особенно в центрах культурной радиации – Москве, Ленинграде, даже в Одессе. Но не зря Андрей Вознесенский в посмертных стихах, посвященных Высоцкому, сказал: «Он так хотел, чтоб не актером, чтобы поэтом называли». Как в оговорке «по Фрейду», которая выдает говорящего с головой: «Он так хотел, ну, что поделать, мало ли кого чему хочется. Был известным актером, песенки писал и здорово исполнял. А вот поэтом – не получилось». В строках признанного поэтического кумира страны Андрея Вознесенского – правда, ужасная правда о том, что никакая гениальность не может преодолеть сложившегося общественного мнения, «общего приговора».
Впрочем, подобное утверждение тоже несколько категорично, поскольку уже вышли с магнитофонных пленок и ушли в уши и сердца «Банька», «Баллада о детстве» («Час зачатья я помню не точно…»), «Як-истребитель» и другие, не менее значимые, не менее полновесные и неоспоримые тексты поэта. И все же, с признанием Высоцкого-поэта страна опоздала. Первопричиной, конечно были советские запреты, но не последнюю роль сыграл и интеллигентский снобизм. Очень возможно и неоспоримо, что именно из-за чувства вины, из-за того, что прохлопали, проглядели законодателя, властителя дум, так звучал из каждой подворотни, из каждого окна голос Высоцкого, записанный на магнитофонную ленту!
В этом был единый порыв учителей и сантехников, профессоров и слесарей, искусствоведов и уборщиц. А так же директоров, товароведов, продавщиц, официанток, космонавтов, военных с погонами всех мастей и даже секретарей райкомов и обкомов. И казалось, еще вот-вот, еще чуть-чуть – и кривое выпрямится, и направленное хриплым, неповторимо окрашенным интонациями голосом барда, устремится к простым, но вечным истинам. Пустые надежды! Идеалистические мечтания!
Чувство вины прошло – ничто же не вечно под луной, как сказал поэт. Выросло поколение, на которое магия голоса Высоцкого не действует никак – при жизни не знали, по смерти вовсе не интересен. Не стоит быть, конечно, столь категоричным в приговорах, но речь идет не об отдельных людях, а о всеобщей тенденции. «Пусть Гамлета к помосту отнесут, как воина, четыре капитана». Для младших он умер, для старших… Для тех, кто жил в «эпоху Высоцкого» – еще хуже. До краев, под завязку переполненный формальностью и официозом большой концерт в Кремлевском дворце. За год до семидесятилетнего юбилея поэта. На сцену, помимо «уважаемых граждан», полковников, генералов и на худой конец майоров, выходили самые знаменитые актеры современности. Они исполняли песни Высоцкого разных лет. Казалось бы, чего же боле? Какой больший почет можно оказать всенародно любимому и безвременно ушедшему барду? Ах, лучше никакого! Что со стороны людей в военной форме, что со стороны тех, кто пел в цивильной одежде. Вечер памяти стал какой-то чудовищной пародией на живое творчество, каменной официальной памятью, впрочем, предвиденной Высоцким в его стихах.
Так может и к лучшему, что в Одессе нет никакой «разнарядки сверху»? Кто захочет, тот и споет. Или включит магнитофон… О, уже не магнитофон, но плейер, но это не так важно. Вот и в Одесском литературном музее открыта в день его рождения выставка, посвященная и поэту и одному из самых знаменитых роли Гамлета в прошлом тысячелетии. А разве можно представить себе Гамлета семидесятилетним? Погиб молодым. Как ни странно, до сих пор не забыт.
ЕЛЕНА КАРАКИНА.


Назад

Афиша. События
Международная конференция, приуроченная к 100-летию со дня смерти классика еврейской литературы Менделе Мойхер-Сфорима

Международный центр языка и культуры идиш
при Всемирном ...
Презентация телевизионного проекта «Путешествие в мир прекрасного»

19 октября в 15:30 в Золотом зале состоится Презентация 4-ой ...
Виставка акварелі Ігоря Летинського

11 жовтня о 15:00 в галереї музею відкриється виставка акварелі ...
Книжная прогулка по Одессе. История города в памятниках. Век XX.

Мемориальный музей К. Г. Паустовского продолжает историко-литературную программу «Книжные прогулки ...
Выставка Святослава Скоробогатова

В музее открылась выставка Святослава Скоробогатова.
Святослав Петрович Скоробогатов родился ...
Выставка «”Доитель изнуренных жаб” – Давид Бурлюк как литератор и издатель»

27 сентября в 18:00 в Золотом зале состоится открытие выставки ...
International Literature Festival Odessa 2017

ВЕРЕСЕНЬ 27 СЕРЕДА
ЛІТЕРАТУРНИЙ МУЗЕЙ ⸰ ЗАЛА ГАЛЕРЕЯ
18.00 ВИСТАВКА ...
«Золотая осень Мира - 2017»

      21 сентября в 15-летний юбилей Международного дня мира стартует ...
-Гостевая книга
В публикации \"Генриетта\"прочитала о том, что раньше выходили материалы о ...
Автор: Татьяна

Place3D - профессиональное создание 3D туров и 360 виртуальных панорам. ...
Автор: Sergey

Доброго дня! Підкажіть, будь-ласка, чи є у фондах музею видання ...
Автор: Ольга

Виртуальные туры
«Photo3d»
ОДЕССКИИЙи
ЛИТЕРАТУРНЫЙ
МУЗЕЙ