Режим работы: с 10:00 до 17:00, кроме понедельника
Сад скульптур работает без выходных в летнее время с 10:00 до 21:00, в зимнее время с 10:00 до 17:00

Адрес: г.Одесса, ул, Ланжероновская, 2

Телефон: 8 (048) 722-33-70
Отдел экспертизы культурных ценностей: 8 (0482) 33-52-12, 33-52-13
E-mail: litmuseum.org@gmail.com

-Фотогалерея -Музейщики смеются -Виртуальный тур -Сад скульптур
ИНТОНАЦИЯ ДЛЯ СВОИХ

Он сам сказал: «Интонация». Во всяком случае, так запомнилось – «Интонация». Что осталось в Одессе? Чем отличается город от всех прочих, остальных? Даже с повальной утратой одесского языка? Ею, интонацией. Поэтому надпись на афише: «Концерт для своих» означает вовсе не «ступай себе мимо». Не видишь что ли, это для своих, не для тебя! Наоборот «для своих» воспринимается с домашней нежностью. С чувством, что вот остались еще, не уехали, не вымерли «свои». Те, кто думает как ты, чувствует, как ты, смеется как ты. Оправдалась, оправдалась надпись на афише. Это был и вправду чудесный вечер. Да и не мог он быть иным. Чтобы концерт Жванецкого был скучным или неинтересным, или попросту неудачным? Чтобы там, где Жванецкий не трещала разрядами атмосфера? Это невозможно, этого не может быть.
Хотя с последним утверждением могут согласиться далеко не все: сколько голов, столько и умов. Вот, например, мнение дамы родом из Прибалтики, ныне проживающей в США: «Я вашего Жванецкого не люблю. Он мне не интересен. Вот Михаил Задорнов – это прекрасно! Я так смеялась, так смеялась… Интересно только, кто ему пишет такие смешные тексты?». Ее подруга ей тут же сообщает, что сам Задорнов и пишет, поскольку представлен на афишах писателем-сатириком. Но дитя «приюта убого чухонца» упорствует: «Нет, ты не знаешь, ему кто-то пишет…». Уровень интеллекта «не любительницы» Жванецкого таков, что она не в состоянии усвоить даже содержания афиши. Конечно, тексты Михаила Михайловича ей не по зубам. Даже вставным, даже сделанным лучшими дантистами Америки. Стоит ли говорить, что этой дамы, к счастью, не было на концерте «для своих», который был дан в помещении театра Украинской драмы и комедии в день рождения писателя.
По неписаным одесским правилам именинник вышел на сцену на полчаса позже времени, заявленного в программе. Удивительно, но это было замечено совсем немногими. Наверное, потому, что в зале собрались исключительно свои. Не виделись по полгода, а тут – на тебе! Есть о чем поговорить, посплетничать, посудачить – время пролетело нечувствительно. Но еще быстрей оно понеслось, когда М.М. вышел на сцену. Зал встретил его долгими аплодисментами. В этих горячих и единодушных ударах ладонь о ладонь выражалось очень многое: и радость видеть его в Одессе, и сознание того, что и твой сосед чувствует эту радость, и предвкушение того, что этот вечер будет особенным, не таким как прочие. И, конечно же желание приветствовать – его гордость Одессы, полпреда Одессы на мировой арене, голос Одессы в разноязыком хоре Великой Литературы.
Он вышел на сцену (кто может усомниться) – с тем самым, знаменитым портфелем. Поговорил с залом, как со старым добрым приятелем. Вынул из портфеля пачку листов исписанной бумаги. Прочел первую фразу монолога: «Мы ему прощаем ум и талант». Зал грохнул. Эта фраза и этот смех задали тон тому, что происходило на сцене в течение всех двух долгих отделений концерта, которые никому не показались все же слишком длинными.
Быть может, смешить людей выгодней, чем заставлять плакать? Меньше тратишь времени и усилий. Скажем, концерт идет два часа. Если на протяжении этих двух часов все рыдают, то артист на сцене все равно должен что-то душераздирающее произносить под этот плач. Театральный воспитанный зритель никогда не будет громко захлебываться в истерике. Нет, по лицу его будут катиться безмолвные слезы, а в зале изредка раздаваться горестные приглушенные всхлипы. А если зал ржет, грохочет смехом, как ненормальный, и не может остановиться? Представляете, сколько свободного времени высвобождается у стоящего на сцене? Он спокойно может передохнуть под дружное «бру-га-га» да еще аплодисменты в придачу!
Впрочем, человек, который смешит, выигрывает только в том случае, когда время концерта лимитировано. Но кто же станет лимитировать дружескую встречу? Все-таки, в конечном счете, получается, что тот, кто умеет вызывать смех, выкладывается не меньше, а может даже больше, чем тот, кто выжимает слезы! И, кстати, рискует больше. Ведь остроумие хуже того шила в мешке – его не только не утаишь, оно просится на язык часто в самый неподходящий момент. «Ах, чертов гасконец, – думал про себя Д`Артаньян, получив вызов на третью дуэль. – Кажется, буду шутить даже в аду на сковородке!». Нечто похожее происходит и со Жванецким. Создается впечатление, что он даже помимо своей воли произносит острые, смешные слова, превращающие неестественную ситуацию в естественную.
Вот приехал он, уже много лет тому назад, в Одессу из Ленинграда, где, как всем хорошо известно, работал в театре у Аркадия Райкина. А в Одессе его ждет не только мама, но и повестки из военкомата. Как законопослушный гражданин Михаил Михайлович идет в военкомат. Там военком его встречает по всей строгости устава: «Почему вы скрываетесь от исполнения гражданского долга?». «Я не скрываюсь, – говорит ему Жванецкий. – Всем известно, что я работаю в театре в Ленинграде». «А если начнется война, – продолжает следовать уставу военком, – где вас искать?». «Вы начинайте, я подъеду», – отвечает ему военнообязанный Жванецкий. Должен был бы затрепетать перед лицом государства в лице военкома, и осознать, и просить, и извиняться. Собственно, так на его месте поступило бы абсолютное большинство «воинов запаса», не желающих приключений на свою голову. Чтобы, пережив несколько минут унижения, явить законопослушность и покорность и уйти с миром из военной организации. Да и Михаил Михайлович, можно не сомневаться, хотел бы уйти с миром и поскорее из военкомата. Лето, Одесса, жалко тратить время на всю эту чушь. Но остроумие, но Здравый Смысл оказался сильнее житейского здравого смысла. Этого, как говорит Жванецкий, военком ему не простил. Но, в конечном счете, пожалеть стоит военкома. Одной коротенькой фразой ему дали понять, чего стоит и он сам, и его угрозы, и та деятельность, на которую он ухлопывает свою единственную, бесценную, такую короткую жизнь.
Концерт «для своих», данный Жванецким в день своего рождения, состоял сплошь из новых текстов. Емких и мудрых, смешных и грустных, острых и поражающих неожиданностью взгляда, уместностью чередования слов в предложении. Запомнить все – невозможно. Выбрать лучший – нереально. Может, гениальное предисловие к книге воспоминаний Аркадия Райкина, прочитанное писателем, кстати, на той же самой сцене, на которой одесситы в последний раз видели выступление великого артиста? А может монолог о … Нет, не стоит даже стараться. Стоит услышать еще раз. Стоит прочесть, ведь даже когда читаешь с листа тексты Жванецкого, все равно внутренним слухом слышишь его уникальную, его неповторимую, его такую одесскую интонацию. Может, не все ее слышат, но «свои» – они уж точно слышат.
Закончился вечер тем же, с чего начался - аплодисментами человеку, одиноко стоящему на сцене. Впрочем, не так уж и одиноко. Ему несли корзины цветов – от губернатора, от мэра, от банка. Несли букеты частные лица, преимущественно юные, красивые, длинноногие. А зал хлопал и хлопал в ладоши. Стоя. И казалось, что даже у аплодисментов тоже есть интонация. Казалось, они говорили: мы гордимся тем, что есть человек, так легко собирающий огромный зал «своих», так замечательно, так смешно, так легко и артистично выражающий то, что мы чувствуем и думаем. Они говорили с той неповторимой одесской интонацией: не исчерпан еще город, а миф о его гениальности – не только миф.
Елена КАРАКИНА.


Назад

Афиша. События
ОТКРЫТИЕ СЕДЬМОГО МЕЖДУНАРОДНОГО АРТ-ФЕСТИВАЛЯ «ПРОВИНЦИЯ У МОРЯ – 2017»

25 августа в Золотом зале Одесского литературного музея (ул. Ланжероновская, ...
Выставка заслуженного художника Украины Николая Вылкуна

30 августа в 16:00 в музее А. С. ...
Виставка до 120-річчя виступів Соломії Крушельницької в Одесі «На вершині світової слави»

23 серпня о 15.00 в музеї відкриється виставка матеріалів з ...
Презентация книги Светланы Кузнецовой «Константин Паустовский. Искусство видеть мир»

10 августа в 15:00 в Золотом зале ОЛМ состоится презентация ...
Выставка живописи и графики Николая Ворохты «Исповедь»

27 июля в 15:00 в галерее ОЛМ откроется ...
Выставка иллюстраций «Черноморское солнце»

Мемориальный музей К. Г. Паустовского ко Дню памяти писателя открывает ...
Литературный флешмоб «Одесса читает. Одессу читают.»

12 июля в ...
Творческий вечер поэтессы Ирины Сапир

4 июля в 15:00 в  мемориальном музее А. С. Пушкина ...
-Гостевая книга
В публикации \"Генриетта\"прочитала о том, что раньше выходили материалы о ...
Автор: Татьяна

Place3D - профессиональное создание 3D туров и 360 виртуальных панорам. ...
Автор: Sergey

Доброго дня! Підкажіть, будь-ласка, чи є у фондах музею видання ...
Автор: Ольга

Виртуальные туры
«Photo3d»
ОДЕССКИИЙи
ЛИТЕРАТУРНЫЙ
МУЗЕЙ