Режим работы: с 10:00 до 17:00, кроме понедельника
Сад скульптур работает без выходных в летнее время с 10:00 до 21:00, в зимнее время с 10:00 до 17:00

Адрес: г.Одесса, ул, Ланжероновская, 2

Телефон: 8 (048) 722-33-70
Отдел экспертизы культурных ценностей: 8 (0482) 33-52-12, 33-52-13
E-mail: litmuseum.org@gmail.com


 

-Фотогалерея -Музейщики смеются -Виртуальный тур -Сад скульптур
ОТКУДА ПРИХОДИТ ЛЮБОВЬ

Откуда приходит любовь и куда уходит – не знает никто. Так утверждали восточные мудрецы древности, и с ними трудно не согласиться. Химики объясняют сумасшествие влюбленности изменением состава крови. Медики и психологи – возрастными трансформациями и темпераментом. Астрологи – расположением звезд. Но по-прежнему, к счастью или к несчастью, никто не может объяснить, почему одни успешны в любви, а другие нет. И почему кому-то достается целое море чувств, а другой не может вымолить даже чайной ложки. И никакие фитнес-клубы, никакие наряды от самых дорогих модельеров мира не могут приворожить ее – эту такую эфемерную и такую могущественную стихию – страсть, любовь.
Замечательные примеры ее тайны, ее загадки предлагает жизнь. Одна дама, поглядев на портрет Исаака Бабеля и услышав, что его любили красивейшие женщины, воскликнула: «Как они могли? Он же такой урод!». Красота или ее отсутствие – вещь спорная, особенно со второй половины ХХ столетия. Расширившееся информационное поле, на котором разворачиваются быстро мелькающие смены моды, разные типы лиц, формы глаз и цвет кожи привели к полной свободе в решении этого вопроса. Та, которую посчитали бы дурнушкой в каком-нибудь из прошлых столетий, становится сегодня королевой красоты. А образцом мужественности, эталоном мужской привлекательности может быть как играющий мускулами культурист, так и нескладный астеник. Но, откровенно говоря, даже при таком раскладе, поверить, что человек с внешностью Исаака Бабеля, разбивал женские сердца трудновато.
Его внешность, как утверждают единодушно все мемуаристы, была очень и очень заурядной. Заурядной, а не уродливой, на чем не мешает сделать акцент. История знает откровенно некрасивых людей, сама некрасивость которых служила магнитом, привлекавшим прекрасный пол. «Дьявольская» фигура Николо Паганини кружила романтические головки нежных дам. Калека аббат Скаррон собирал вокруг себя прелестниц, как огонек свечи – бабочек. Кстати, он был женат на Франсуазе Д`Обинье, впоследствии ставшей морганатической женой Людовика ХIV. Да зачем далеко ходить? Достаточно вспомнить «донжуанский список» Александра Сергеевича Пушкина, словесный портрет которого обозначен словами «помесь обезьяны с тигром». Некрасивость вовсе не есть непривлекательность, а вот заурядность привлекательности не сулит.
Удивляло, что замечательный писатель, имя которого после выхода в печати «Конармии» немедленно стало в ряд с самыми знаменитыми авторами современности, был похож на заурядного бухгалтера. Красная конница, дыхание смерти, риск, подвиги, размахивание шашкой, погни и преследования – и на тебе – герой. Маленького роста, полноватый, без шеи, сутулый. Вдобавок, судя по фотографиям, лысеть Бабель начал уже к 19 годам, а после перипетий гражданской войны глупые волосы и вовсе покинули его умную голову. Не стоит забывать и об очках: зрение у Исаака Эммануиловича было скверным, без очков он практически не видел. Только дважды можно увидеть его фотопортреты без увеличительных линз: на раннем снимке, где он снят рядом с отцом. И на последнем, сделанном в НКВД, после ареста «государственного преступника».
Помимо того, Бабель был не самым здоровым человеком на этой земле: задыхался временами от приступов астмы, жаловался на сердечные и головные боли. Характером обладал причудливым, часто менял свои решения. Был беден, всегда отчаянно нуждался в деньгах. После 1924 года должен был помогать матери и сестре, жившим в Бельгии. Позднее – первой жене и дочери, которые поселились в Париже и там не роскошествовали. Между тем, невзирая на все перечисленные выше качества, благодаря которым, кажется, ни одна женщина не должна была бы глядеть в его сторону, автор «Одесских рассказов» пользовался головокружительным успехом у современниц.
История его первой женитьбы красочно описана Константином Паустовским в чудной книге «Время больших ожиданий», правдива она или нет, но другой мы не располагаем. Евгения Борисовна Гронфайн, дочь киевского торгового партнера отца Бабеля, вышла за Исаака Эммануиловича против воли родителей. Обаятельного одессита пышная рыжеволосая красавица предпочла солидной партии, сулившей достаток и обеспеченную семейную жизнь. На взгляд ее отца и матери брак этот был мезальянсом. Общепринятая точка зрения совпадает со взглядом родителей. Но разве это волновало влюбленных?
Вряд ли общепринятая точка зрения волновала Тамару Каширину, когда она публиковала свои воспоминания, посвященные Исааку Бабелю. Конечно, они, эти мемуары, как и приведенные в них письма Бабеля свидетельствуют лишь о дружеских отношениях между молодой актрисой театра Вс. Мейерхольда и уже известным писателем. Но вся Москва, да и не только Москва знала, что их связывают отношения, более тесные, нежели дружеские. И похоже, тогда, в 1927 году никто не задавался вопросом, что эта тонкая женщина с аристократическими, классическими чертами лица нашла в маленьком, некрасивом, полноватом прозаике.
Тамара Каширина стала впоследствии женой другого писателя, Всеволода Иванова. Она очень любила своего мужа и восхищалась им, но знаменательный факт, сохранила все письма, которые ей писал Исаак Эммануилович. А ведь после ареста Бабеля (май 1939 года) хранить такие письма было небезопасно. Не только из соображений сохранения мира в семье, но и потому что они могли стать поводом для ареста. За эти, исписанные рукой Бабеля листки можно было получить и годы лагерей, и 10 лет без права переписки, которые как сейчас известно, означали расстрел. Обаяние личности Бабеля перевесило осторожность, перевесило страх перед всемогущей махиной Государства и его страшными карательными органами. Не побоялась ради Исаака Эммануиловича играть с огнем и Лия Хаютина, еще одна признанная красавица, жена всемогущего наркома Ежова. Бабель сам любил риск, любил ходить по краю, по лезвию бритвы. Этой любовью к риску, к желанию постоять на сквозняке вселенной заражались и женщины, бывшие рядом с ним. И соглашались дорого платить за это. Даже жизнью.
Антонина Пирожкова сейчас живет в США. Ее иногда можно даже увидеть в телефильмах или телепрограммах, посвященных самому известному, самому знаменитому автору одесской литературной школы. Несмотря на очень преклонный возраст, эту женщину невозможно назвать старухой. Она по-прежнему женственна, изыскана, тонка, элегантна. Трудно поверить, что на ее долю выпало бесконечное стояние в тюремных очередях. Туда ее гнала хрупкая надежда, что возьмут передачу для арестованного. Он бесконечно и безрезультатно обивала пороги разных учреждений, чтобы хоть что-то узнать о судьбе Исаака Эммануиловича. Она годами ждала его, ловила вести из лагерей: – видели там-то и тогда-то! Жив! Вернется! Много лет она ждала уже мертвого Бабеля, и даже когда она получила официальную бумажку о его смерти, то и там была указана лживая дата и лживая причина. Много позднее Антонина Николаевна узнала, что причиной смерти стал расстрел, что расстреляли писателя в январе 1940 года.
Пирожкова так больше никогда и не вышла замуж. Она не принадлежала к породе «домашних кошечек», скорей ее можно отнести к разряду «женщин, которые сделали сами себя». Бабель, например, гордился тем, что она – инженер, одна из проектантов московского метро. Настаивал на том, чтобы она учила иностранные языки. В общем, с поклонниками у Антонины Николаевны проблем не было. Но она больше ни с кем не пожелала делить свою жизнь. На вопрос «почему?» отвечает: «Понимаете, после Бабеля все остальные казались мне неинтересными». Что ж, более простого и обезоруживающего объяснения в любви и придумать невозможно.
Остается только гадать, что за волшебное слово знал этот заурядной внешности незаурядный человек по имени Исаак Бабель. Слово, которое притягивало к нему людей и заставляло быстрее биться женские сердца. Слово, которое не спасло его от расстрела, но подарило ему любовь, что сильнее смерти.
Откуда приходит любовь, не знает никто.
Елена КАРАКИНА.


Назад

Афиша. События
«Жаботинський в Одесі» презентація книги Наталії Панасенко

6 грудня  2018 року у музеї К.Г. Паустовського відбудеться презентація ...
Презентація книги Георгія Голубенко «ОДЕСЬКИЙ ДЕКАМЕРОН»

7 грудня у Золотій залі Одеського літературного музею відбудеться презентація ...
Візерунки української музики

У п'ятницю, 23 листопада в Золотому залі Одеського літературного музею  ...
SENZA SFORZANDO - концерт ансамбля сучасної музики. До 25-річчя Міжнародного фестивалю сучасного мистецтва ДВА ДНІ Й ДВІ НОЧІ НОВОЇ МУЗИКИ

У вівторок, 27 листопада о 16:30 у Золотому залі Одеського літературного ...
Листопадова зустріч-зупинка вітальні «DILIGANS»

16 листопада о 15:00 в Одеському літературно-меморіальному музеї О. С. Пушкіна ...
До Дня художника України

 З 23 жовтня о 15:00 виставкові зали Одеського літературного музею ...
ЛІТЕРАТУРНО-МУЗИЧНА ПРОГРАМА «Я ОБИРАЮ СВОБОДУ ...» до 100-річчя від дня народження Олександра Галича

Рівно 100 років тому, 19 жовтня 1918 року, в Екатерінославе ...
Літературно-мистецьке свято «Козацька Покрова»

13 жовтня о 12 годині  в Золотій залі Одеського літературного ...
-Гостевая книга
В публикации \"Генриетта\"прочитала о том, что раньше выходили материалы о ...
Автор: Татьяна

Place3D - профессиональное создание 3D туров и 360 виртуальных панорам. ...
Автор: Sergey

Доброго дня! Підкажіть, будь-ласка, чи є у фондах музею видання ...
Автор: Ольга

Виртуальные туры
«Photo3d»
ОДЕССКИИЙи
ЛИТЕРАТУРНЫЙ
МУЗЕЙ