Режим работы: с 10:00 до 17:00, кроме понедельника
Сад скульптур работает без выходных в летнее время с 10:00 до 21:00, в зимнее время с 10:00 до 17:00

Адрес: г.Одесса, ул, Ланжероновская, 2

Телефон: 8 (048) 722-33-70
Отдел экспертизы культурных ценностей: 8 (0482) 33-52-12, 33-52-13
E-mail: litmuseum.org@gmail.com

-Фотогалерея -Музейщики смеются -Виртуальный тур -Сад скульптур
КАК ПИШУТСЯ РЕЦЕНЗИИ

На вопрос, понравился ли спектакль, она ответила нисколько не смущаясь: «Завтра прочту рецензию в газете и отвечу на твой вопрос». Шут его знает, зачем она тогда пошла в театр? Прочла бы рецензию, и дело с концом. И денег на билеты не надо тратить. Что-то есть в этом молчалинское: «В мои года не должно сметь свое суждение иметь». Хотя года здесь не при чем. Если у человека нет своего мнения в 17, то кто может гарантировать, что оно появится в 71? Но зато, как возрастает роль газетного рецензента: его мнение становится мнением многих. Тем самым доказывая, что журналистика не зря носит название «четвертой власти». Хочу, – просвещу, хочу, – освищу. А все остальные начнут думать так, как думаю я.
Но власть журналиста, как такового, сильно преувеличивается. Даже если у него и сложилось личное, твердое мнение по поводу, и он в состоянии подкрепить это мнение аргументами. Причем речь не идет о каких-либо серьезных темах, вроде разоблачения коррупции в разных эшелонах власти, высвечивания теневых сторон органов правопорядка или раскрытия заказных убийств. Нет, речь идет о совершенно невинных публикациях, высказываниях по поводу фильма, концерта, книги. Чем провинциальней журналист, тем больше невидимых нитей привязано к его руке, к пальцам, которые привычно нажимают на клавиши компьютера.
Прежде чем приступить к своим заметкам, к такому ожидаемому публикой мнению «по поводу», необходимо учесть множество факторов. Неважно, хороша или плоха книга, удался или провалился спектакль, талантлив фильм или бездарен. Важно совсем другое: ни с кем не поссориться, ни кого не огорчить и, избави не вызвать чьего-нибудь не только гнева, но даже недовольства. Независимая пресса зависима до смешного.
Сажем, автор написал бездарные стихи. Слабенькие, графоманские, вторичные. Но он – хороший человек. Зачем же его обижать? Может, ему удалось издать свою книжку первый и последний раз в жизни? Может, он вынашивал ее годами, занимаясь при этом своим прямым делом, и прямо скажем, хорошо занимаясь? Допустим, автор вытачивал высокоточные детали сложных механизмов, благодаря которым корабли бороздили моря, ракеты – космос, а комбайны – бескрайние поля. И что же, наплевать в душу мастеру «золотые руки», сказав, что его стихи, (в отличие от высокоточных деталей) ни на что не годятся? А что подумают о журналисте, написавшем такое? А что скажут друзья и родственники вновь испеченного поэта? И появляется, в результате, вместо рецензии манная кашка на водице, приправленная цветным химическим сиропчиком. Она, эта кашка, кроме автора стихов никому не интересна и не нужна. Зато он, счастливый, будет хранить эту фальшивку годами, подсовывать ее всем, кто согласится прочесть и, глядишь, найдет доверчивого спонсора, который поможет ему издать еще одну книжку, и еще одну. Особого криминала в этом, конечно, нет. Если не считать криминалом ложное свидетельство. Но чего не сделаешь, чтобы не огорчать хорошего человека?
Еще интересней становится, когда речь идет о целом коллективе, скажем, о театральной труппе. Попробуй-ка, выскажи им в лицо свое нелицеприятное мнение, выйди к ним с клавиатурой компьютера наперевес! Что, главный герой нехорош? Актер одинаково изображает жуира дореволюционной поры и зека, вернувшегося из лагеря? А, между прочим, этот актер – спонсор всего спектакля. Шоу, между прочим, сделано на денежки одного оч-ч-чень важного фонда, от которого в этом городе, да и не только в нем, зависит оч-ч-ень многое! Так ругать после этого главного героя? Хвалить, только хвалить, истово, с пеной у рта. Сказать «дивная пластика», «невыразимая выразительность», или что-нибудь еще в этом духе.
А героиня? Можно ли написать, что она поет гораздо хуже, чем воют мартовские кошки под окном? Почему хуже? Да потому, что в кошачьих голосах – истинная страсть, а у нее, что в голосе, что в жестах – сплошная фальшь. Впереди нее бежит представление о ней самой, не о героине спектакля, а «представление» – как о принцессе из сказки для шестилетних. А ведь тетенька давно уже переступила королевский возрастной рубеж. Нет, попрекать возрастом женщину – это бестактно, это бессердечно, жестоко, наконец. Лучше сказать – премиленькая у нее фигура. Лучше отметить – какие большие, красивые глаза. Добавить – какая гордая осанка! Идите, дорогие зрители, любуйтесь этой гордой осанкой, настоящее произведение искусства!
Можно ли дурно отозваться о третьем участнике спектакля? Написать, что там, где он играет пафос, сквозит напыщенность, что в монологах о любви он холодней медузы, что даже шляпу в руке он держит, не как маркиз, который приветствует даму, а как поломойка, несущее помойное ведро? Но город-то маленький, и рецензент не может не знать, как горька судьба провинциального актера, который не вышел в «звезды». И даже в «звездочки» местного масштаба. Журналист не может не знать, что жизнь актера, увы, проиграна. Ни денег, ни славы, ни ролей. Правда, пишущий рецензию не виноват в этом, но потоптать ногами человека и без того истоптанного жизнью? Недостойно. Лучше сообщить о сдержанной манере исполнения и нетрадиционном решении роли.
Можно было бы, оставив в покое исполнителей, высказать свое «фэ» по поводу работы режиссера. Написать, как совершенно не выстроен спектакль. Нет самого главного, того, что является основой драматургического действия – конфликта. Актеры не знают, чего именно от них добивался режиссер, в чем собственно сверхзадача спектакля и с чем едят это волшебное театральное блюдо. Но режиссер – творческая душа. Выбрал актеров, нашел пьесу, хотел порадовать соскучившуюся в пустыне «безрепертуарья» публику. Что ж, отругать его за благие намерения? Да нет, конечно, забыть, что ими вымощена дорога в ад, и хвалить если не результат, то хотя бы намерения.
С кинематографом – та же история. Годами человек создавал кино. Почти без денег, почти без пленки, почти без монтажера. Почти без актеров. Но сильно хотел высказать, что думал, оттого и создал. Почти кино. Так гордиться им надо! Вот видите, в каких антисанитарных условиях, но выжил, но создал, но высказал!
Вот и оказывается рецензент меж двух огней: обижать сильного опасно, поскольку город маленький, зато организации большие и могут обидеться, и, в свою очередь обидеть, если не рецензента, то газету. Обижать слабого – стыдно, все друг друга знают. Знают, что слабый – слабый, так зачем же толкать падающего? А кто выигрывает от такой ситуации? Все выигрывают. Все со всеми остаются в хороших отношениях, и все «при деле». Пишутся книги, ставятся спектакли, газеты поют дифирамбы по поводу. А кто же в проигрыше? Все в проигрыше. Потому что никому не нужны плохие книги, плохие спектакли, плохое кино. И уж точно никому не нужны фальшивки, написанные по лекалу, по шаблону. С тем и живем, друга не обижая и нуждаясь друг в друге лишь формально. Да, к тому же сильно рискует особа, которая не имеет своего мнения и ждет газетной рецензии. Ведь если она повторит мнение рецензента в приватной беседе, про нее подумают: «Вот дура!». Правда, вслух не скажут – вдруг обидится!
Елена КАРАКИНА.


Назад

Афиша. События
Международная конференция, приуроченная к 100-летию со дня смерти классика еврейской литературы Менделе Мойхер-Сфорима

Международный центр языка и культуры идиш
при Всемирном ...
Презентация телевизионного проекта «Путешествие в мир прекрасного»

19 октября в 15:30 в Золотом зале состоится Презентация 4-ой ...
Виставка акварелі Ігоря Летинського

11 жовтня о 15:00 в галереї музею відкриється виставка акварелі ...
Книжная прогулка по Одессе. История города в памятниках. Век XX.

Мемориальный музей К. Г. Паустовского продолжает историко-литературную программу «Книжные прогулки ...
Выставка Святослава Скоробогатова

В музее открылась выставка Святослава Скоробогатова.
Святослав Петрович Скоробогатов родился ...
Выставка «”Доитель изнуренных жаб” – Давид Бурлюк как литератор и издатель»

27 сентября в 18:00 в Золотом зале состоится открытие выставки ...
International Literature Festival Odessa 2017

ВЕРЕСЕНЬ 27 СЕРЕДА
ЛІТЕРАТУРНИЙ МУЗЕЙ ⸰ ЗАЛА ГАЛЕРЕЯ
18.00 ВИСТАВКА ...
«Золотая осень Мира - 2017»

      21 сентября в 15-летний юбилей Международного дня мира стартует ...
-Гостевая книга
В публикации \"Генриетта\"прочитала о том, что раньше выходили материалы о ...
Автор: Татьяна

Place3D - профессиональное создание 3D туров и 360 виртуальных панорам. ...
Автор: Sergey

Доброго дня! Підкажіть, будь-ласка, чи є у фондах музею видання ...
Автор: Ольга

Виртуальные туры
«Photo3d»
ОДЕССКИИЙи
ЛИТЕРАТУРНЫЙ
МУЗЕЙ