Режим работы: с 10:00 до 17:00, кроме понедельника
Сад скульптур работает без выходных в летнее время с 10:00 до 21:00, в зимнее время с 10:00 до 17:00

Адрес: г.Одесса, ул, Ланжероновская, 2

Телефон: 8 (048) 722-33-70
Отдел экспертизы культурных ценностей: 8 (0482) 33-52-12, 33-52-13
E-mail: litmuseum.org@gmail.com

-Фотогалерея -Музейщики смеются -Виртуальный тур -Сад скульптур
ЧЕТВЕРТЫЙ ВЫПУСК

«Нас мало, но мы – в тельняшках». Так гласит полузабытое одесское присловье. Нас мало, но мы должны и мы сделаем. Пусть присловье полузабытое, но его справедливость подтверждается на практике.
Казалось, – не свернуть эту гору. Тут, извините, денег не хватает на самые элементарные вещи, а они затеяли издавать научный сборник. Ха-ха! Да кому нужны ваши научные сборники в сумасшедшем мире конца девяностых прошлого столетия? Музейные сотрудники соревновались в способах убеждения начальства и меценатов: мы располагаем уникальными материалами из истории и, конечно, литературы, можем выпустить в свет столько интересного, значительного, познавательного… Соревнование выиграла директор музея, Татьяна Ивановна Липтуга. Есть сильное подозрение, что даже не уникальностью материалов она заинтересовала спонсоров, но убедила личным обаянием. Деньги нашлись, и в 1997 году был издан первый научный сборник Одесского литературного музея «Дом князя Гагарина».
Естественно, это был плод коллективного труда. Например, название, одобренное методическим советом немедленно, предложила Светлана Выскребенцева: «Давайте, используем цитату из А. М. Дерибаса». Гениальное всегда просто: в названии научного сборника, таким образом, отозвались одновременно история, литература, архитектура Одессы, а так же непосредственно местоположение Одесского литературного музея. Ну а статьи принадлежали перу сотрудников разных отделов и ими были охвачены самые различные периоды, самые различные аспекты обширной, насыщенной и разнообразной истории Одессы. И, куда уж деться от банальностей, но было удивительно держать в руках книгу, на которой стояло: «Издание Одесского литературного музея», видеть в графе «содержание» знакомые фамилии, вдыхать запах свеженарезанных бумажных листов и типографской краски.
Липтуга тогда обещала: «Этот сборник будет только первым в череде других». Нетрудно представить, что такое обещание могло показаться чересчур оптимистическим на фоне портрета времени с его унылой и беспробудной нищетой и полным отсутствием заинтересованности государственных органов в какой-либо научной деятельности. Но не стоит забывать, что время «делают» люди, которые в нем живут. От них во многом зависит, каким оно станет, и как будет выглядеть. Обещание директора литературного музея не стало опрометчивым. Одиннадцать лет спустя, в Золотом зале дворца князей Гагариных была проведена презентация уже четвертого выпуска научного сборника музея.
На презентации, как принято, собрались сотрудники музеев и библиотек, краеведы и библиофилы, журналисты и просто заинтересованные одесситы. Не по разнарядке свыше, не по указке, не из заинтересованности в банкете, сопутствующем презентациям (банкета не было) пришли читающие и думающие люди. Там была другая приманка: сборник дарили, а это существенно. Первый выпуск стал библиографической редкостью и не через одиннадцать лет с момента выхода, а примерно пять лет назад. Но, к чести одесситов необходимо сказать, что пришли не из возможности получить книгу «безвозмездно, то есть даром». А чтобы совместно отпраздновать выход «на публику» новых, неожиданных и любопытнейших подробностей из жизни города.
Судя по выступлениям, а им можно верить, поскольку выступающих никто специально не готовил и «за язык не тянул», «гвоздем» нового научного сборника стала публикация дневника Адриана Оржеховского: «Записки 1941 – 1944гг», осуществленная Лилией Мельниченко.
Честь и хвала Сергею Оржеховскому, историку и краеведу, не только сохранившему эти «Записки», но донесшему их до дня, когда они, наконец, опубликованы. Его дед, Адриан Оржеховский, не был ни краеведом, ни историком, ни литературоведом. В первой своей профессии он был приказчиком, во времена НЭПа – владельцем небольшого гастрономического магазина в Одессе, Советская Власть дала ему, отцу многочисленного семейства, скромную профессию красильщика на одесской суконной фабрике. (Для тех, кто помнит историю евреев в годы оккупации Одессы слова «суконная фабрика» значимы). «Советы», от которых Адриану Оржеховскому пришлось пострадать, он и это более, чем естественно, не любил. Но и прихода гитлеровцев тоже не ждал с дорогой душой. Этот, идеологически ни к кому не привязанный человек, оказался идеальным наблюдателем. Он был абсолютно беспристрастен. Вел свои дневники исключительно для себя. Фиксируя увиденное, услышанное и происходившее с ним. Именно поэтому его рукопись, наконец-то увидевшая свет, является грозным обвинительным антигитлеровским, антинацистским и антивоенным документом.
Публикация дневников Адриана Оржеховского соседствует с дневниковыми записями журналиста и литератора Василия Сухомлина, опубликованными Анной Полторацкой. То же время, – Второй мировой войны - но уже Франция, «Гитлеровцы в Париже». И еще – встречи с Буниным. От них нетрудно перебросить мостик к тексту В. Абрамова, опубликовавшему письма П. Нилуса к Е. Буковецкому (оба – художники и близкие одесские друзья Ивана Алексеевича Бунина). Комментарии к письмам – отдельное лакомство.
За годы, прошедшие с момента первого выпуска, «Дом князя Гагарина» приобрел определенный престиж в научных кругах. Он стал не только «межодесским» (В.А. Абрамов – заместитель директора по научной работе Одесского художественного музея), но и международным. В предыдущих книгах публиковались материалы исследователей из разных стран, например Елены Толстой и Михаила Вайскопфа (Иерусалим). В четвертом же сборнике опубликована статья Юрия Левинга (Канада) «История одного «жуткого» автографа». История автографа Владимира Зеева Жаботинского рассказана в великолепном детективно-исследовательском жанре.
Вне детектива, но тоже вкусно и изысканно, может, благодаря академической, классической ясности написана статья Галины Семыкиной, о рукописном журнале одесских лицеистов «Ареопаг», здесь звучит голос первой трети XIX века. Рубеж между веками посвящен одесским сатирическим и юмористическим изданиям в обработке Анны Божко. Начало же ХХ столетия представлено именами Ивана Франко и Михаила Комарова, а также новыми исследованиями о них. Мария Давыдова, многолетний руководитель Одесского литературного музея написала труд о юбилеях классика украинской поэзии, а Галина Закипная, лучший украинист музея – об одесском ревнителе и собирателе украинской культуры в те времена, когда любить и собирать эту культуру было небезопасно.
«Шестидесятников», без сомнения, должен привлечь материал Татьяны Заярной и полная публикация стихов «Последней книги» Бориса Нечерды. Ну а «двадцатников», то есть тех, кого волнует культура Одессы 1920-х годов заманит заместитель директора по научной работе, Алена Яворская. Ее публикация о рукописях поэта в фондах Одесского литературного музея – научное открытие, пусть не сенсационное, но несомненное. Как и материал о Саше Красном (Александре Брянском )– куплетисте, журналисте собиравшем свой архив около ста лет. Доброжелательный и подробнейший материал о литераторе-долгожителе принадлежит перу Светланой Башкатовой.
Опубликовать собранное, сделать его достоянием широкой публики удалось благодаря человеку, возглавляющему градообразующий элемент города – одесский порт. Николай Пантелеймонович Павлюк в ответ на «SOS» директора музея Татьяны Липтуги сказал: «Я подумаю». А назавтра позвонил и сказал: «Порт выделяет деньги на издание научного сборника Одесского литературного музея». В общем, оправдал полузабытое одесское присловье: «Нас мало, но мы в тельняшках». После этого верится, что и пятый выпуск научного сборника «Дом князя Гагарина» не за горами.
Елена КАРАКИНА.


Назад

Афиша. События
ОТКРЫТИЕ СЕДЬМОГО МЕЖДУНАРОДНОГО АРТ-ФЕСТИВАЛЯ «ПРОВИНЦИЯ У МОРЯ – 2017»

25 августа в Золотом зале Одесского литературного музея (ул. Ланжероновская, ...
Выставка заслуженного художника Украины Николая Вылкуна

30 августа в 16:00 в музее А. С. ...
Виставка до 120-річчя виступів Соломії Крушельницької в Одесі «На вершині світової слави»

23 серпня о 15.00 в музеї відкриється виставка матеріалів з ...
Презентация книги Светланы Кузнецовой «Константин Паустовский. Искусство видеть мир»

10 августа в 15:00 в Золотом зале ОЛМ состоится презентация ...
Выставка живописи и графики Николая Ворохты «Исповедь»

27 июля в 15:00 в галерее ОЛМ откроется ...
Выставка иллюстраций «Черноморское солнце»

Мемориальный музей К. Г. Паустовского ко Дню памяти писателя открывает ...
Литературный флешмоб «Одесса читает. Одессу читают.»

12 июля в ...
Творческий вечер поэтессы Ирины Сапир

4 июля в 15:00 в  мемориальном музее А. С. Пушкина ...
-Гостевая книга
В публикации \"Генриетта\"прочитала о том, что раньше выходили материалы о ...
Автор: Татьяна

Place3D - профессиональное создание 3D туров и 360 виртуальных панорам. ...
Автор: Sergey

Доброго дня! Підкажіть, будь-ласка, чи є у фондах музею видання ...
Автор: Ольга

Виртуальные туры
«Photo3d»
ОДЕССКИИЙи
ЛИТЕРАТУРНЫЙ
МУЗЕЙ