Режим работы: с 10:00 до 17:00, кроме понедельника
Сад скульптур работает без выходных в летнее время с 10:00 до 21:00, в зимнее время с 10:00 до 17:00

Адрес: г.Одесса, ул, Ланжероновская, 2

Телефон: 8 (048) 722-33-70
Отдел экспертизы культурных ценностей: 8 (0482) 33-52-12, 33-52-13
E-mail: litmuseum.org@gmail.com

-Фотогалерея -Музейщики смеются -Виртуальный тур -Сад скульптур
Искреннеее чувство

"Серебряный век", "Мир искусства" - изысканно звучит, с явно
петербургским произношением.
В Одессе же у самых образованных прорывается - то в постро¦
ении фразы, то в интонации - неистребимый и везде узнаваемый
южный говор.
А уж если говорить о студентах - медиках ли, юристах, фило¦
логах... Даже Новороссийского университета... Впрочем, можно о
них и не говорить, просто почитать их стихи. И получится век не
совсем серебряный, а с большой примесью олова. Фраза же столь
почитаемого ими Оскара Уальда "Все плохие стихи - порождение
искреннего чувства" обернется более чем сомнительным комплимен¦
том авторам "Неискренних стихов".
Чувство к поэзии у них было искренним - но, похоже, безот¦
ветным.
В большой компании молодых одесских поэтов 1910-х годов бы¦
ло два брата - Борис и Исидор Бобовичи. Это "младшее поколе¦
ние". И был студент-медик Александр Кранцфельд. Это "старшее
поколение". И ученик Художественного училища Филипп Гозиасон -
это совсем младшее поколение - он на два года младше Бориса Бо¦
бовича.
Александр и Борис - именно их сборник так и назывется -
"Неискренние стихи". Филипп же снабдил книгу вычурно-изысканной
обложкой, и похоже, напрочь забыл о ее существовании. Впрочем,
ему простительно. Он писал не стихи, как двоюродный брат Борис
Пастернак, а картины, по примеру дяди Леонида.
Тоненькая книжка величиной с ладонь вышла во время для сти¦
хов неподходящее - в 1916 году. И снабжена суровой фразой -
"дозволено военной цензурой". Впрочем, стихи в ней почти все
написаны уже в годы войны. У Кранцфельда, правда, есть и нес¦
колько стихов 1912-1913 годов.
Стоила она копейки - в прямом смысле - всего шестьдесят ко¦
пеек. И издана не ради наживы - "чистая прибыль от издания пос¦
тупает в пользу Общества Санаторных Колоний". За чей счет изда¦
на - никто уже не скажет. То ли авторы скинулись, то ли их отцы
раскошелились. В этом случае, несомненно, больше всех пострадал
отец Кранцфельда - он был достаточно известным врачом.
Для Александра Кранцфельда эта книга была первой и послед¦
ней. Для Бобовича - первой и не совсем последней. У Гозиасона -
далеко не последней.
Впрочем, зачем же сразу о грустном. Лучше уж по очереди -
сперва об удаче, а уж затем о печали.
Баловнем судьбы был Филипп Гозиасон. Возможно, когда дядя
писал его портрет, он и решил твердо - буду художником. И стал.
Начинал выставляться с группой "Независимых" в Одессе с
1918, летом того же года в издательстве "Омфалос" вышла его
книга "Жизнь и творчество Эль Греко" - молодой нахал первым в
России написал книгу об Эль Греко. Между выставками успел же¦
ниться и в 1919 вместе с молодой женой эмигрировал.
Рим, Берлин, Париж. С 1924 в Париже больше на одного рус¦
ского художника (а ведь могло стать больше на одного русского
таксиста). Его картины были в русском отделе Выставки современ¦
ного французского искусства 30-х годов.
Ранен под Дюнкерком. Пережил оккупацию Франции. Стал "нефи¦
гуративным художником", работы которого есть во многих музеях мира:
в Музее современного искусства в Париже и такого же в Нью-Йор¦
ке, в Национальном музее во Франции и Метрополитен музее в США,
Музее современного искусства в Стокгольме и Галерее современ¦
ного искусства в Риме. Он прожил долгую жизнь - восемьдесят лет,
Родившийся в "русском Марселе" в 1898, умер в Париже в 1978. О
нем не знали в России, но знали в мире.

Борис Бобович, "шумный брат" в отличие от скромного Исидо¦
ра. На двери квартиры повесил табличку: "Поэт Борис Бобович".
И чего он только не писал: шарады, стихи, статьи, театраль¦
ные рецензии, даже рассказы. В 15 лет сумел пробиться на стра¦
ницы популярного одесского журнала "Крокодил". Кто знает, может
и его шарады пригодились позднее авторам "Золотого теленка"?
Говорят, что любимой присказкой его было "Ex nostris" -
"Из наших" (сегодня мы бы сказали: "Из тусовки"). В это nostris
Бобовича входили и звезды "Юго-запада" - Э.Багрицкий, Ю.Олеша.
Наверное, правильнее было бы сказать: он входил в их nostris.
И был излюбленной мишенью для эпиграмм. Две приписываются
Багрицкому. Не слишком (мягко говоря) сентиментальный Эдуард
ехидно писал о Бобовиче:

Тень Гроссмана меня усыновила,
Бобовичем у гроба нарекла.
Вокруг меня поэтов возмутила
И в жертву им навеки обрекла.
Бобович я! Довольно стыдно мне...

Окончание же второй эпиграммы Багрицкого на Исидора и Бориса
вообще непроизносимо в приличном или дамском обществе:

Рыла ваши - как рыла чудовищ,
Челюсти ваши - как древний карниз...

Борис был очень деятелен, ухитрялся публиковаться везде:
от серьезного журнала "Театр и кино" до тусовочно-шутливого
бюллетеня "Яблочко", три номера которого вышли в 1918.
По поводу названия последнего он написал статью-обоснование
с рядом риторических вопросов. "Почему Одесса входить в состав
Украины может, почему М.Слоним читать лекции по социализму мо¦
жет, почему Петр Сторицын писать стихи может? Почему же наш
журнал называться "Яблочком" не может?.."
В "Яблочке" Бобович занимал чуть не половину места, так
часто мелькает его фамилия. Оно и не удивительно, ведь одних
псевдонимов у него было штук одиннадцать. Правда, не мудрствуя
лукаво, он обыгрывал свои инициалы (от Б.Б. до Б. Б-ович) и уз¦
наваем был до смешного легко. Может, к тому и стремился. В "Яб¦
лочке" есть все - от пародийно-ругательной рецензии Бобовича на
пьесу Олеши "Маленькое сердце", главную роль в которой играл
сам рецензент, до довольно злых эпиграмм на него самого:

Но все простить я не имею права -
Твои стихи - пусть Бог тебе простит.

Обыгрывается и любовь Бобовича к Блоку, и пристрастие к
"Яблочку", и членство в "Зеленой Лампу" и...и...и...
Не попало на язык авторам эпиграмм лишь гипертрофированное
эстетство Бобовича. Очевидец не мог забыть томного вопроса:"А
анемоны в Крыму расцвели?" Это была реакция на доклад, описыва¦
ющий положение в Крыму и бегство в Одессу в конце 1919.
Закончилось "веселое время" гражданской войны, перебралась
в Москву одесская компания. Кто-то попал в большую литературу,
кто-то - только в справочники. Бобович был среди вторых.
Но одесские знакомства - они на всю жизнь. И дружба с Юрием
Олешей сохранилась. Лучшие фотографии Олеши 1960-х сделаны сы¦
ном Бобовича.
Книгу о Багрицком Борис так и не издал, воспоминания об
Одессе так и остались в рукописи.
Думал ли Борис Бобович, написавший в 1922 статью "Среди ан¦
тикваров и коллекционеров", что две его книги стихов (вторая,
"Погоня", вышла тиражом в 540 экземпляров) станут предметом ин¦
тереса коллекционеров, а не вожделенной добычей читателя?
Двое из авторов остались верны Музе. Третий же изменил им,
став слугой Асклепия. Говорят, нет ничего страшнее гнева отвер¦
гнутой женщины...
Александр Моисеевич Кранцфельд - в достаточной степени ле¦
гендарная фигура. Известно о нем не так уж много. Сын врача (в
десятые годы в Одессе практиковало три Моисея Кранцфельда -
специалист по нервным заболеваниям, отоларинголог и гинеколог),
сам студент-медик. Писал стихи, дружил с поэтами, художниками.
Достаточно близок с Эдуардом Багрицким, знаком с художника¦
ми Сигмой Олесевичем и Сандро Фазини. Если забежать вперед на
двадцать лет, то можно увидеть многочисленные упоминания о
Кранцфельде в альманахе "Эдуард Багрицкий", вышедшем в 36 году,
прочитать телефон и адрес Кранцфельда в записной книжке Ильи
Ильфа.
О его жизни до 1916 можно судить по стихам. Немного попуте¦
шествовал - в стихах "Из странствий" 1912 года упоминается
Швейцария, знаменитый Сен-Готард (если серьезно отнестись к
строчке "Я книги оставил внизу", можно предположить, что и се¦
местр-другой поучился в Швейцарии. А почему бы и нет?), в 1913
- Киев и Евпатория.
После 1916 - публикуется в журнале "Театр и кино". В N 7 за
1917 - стихи "Акварели", посвященые Фазини и Олесевичу, парой
номеров раньше шутит бывший соавтор. Укрывшись под очередным
прозрачным псевдонимом "Б.Б." дает "Дружеские характеристики"
одесским поэтам: "А.Кранцфельд может гордиться своей дружбой с
Оскаром Уайльдом. "Эх, было, было времечко, когда подходил я к
Уайльду и говорил ему:"Ты, Оскар, не обижайся, но Маруська тебя
разлюбила" ... так говорит г. Кранцфельд, подымает голову и де¦
лает интересное лицо."
Живет Кранцфельд на улице Преображенской, 38. Именно сюда
заходит Багрицкий, здесь останавливается приехавший в Одессу
поэт А.Чичерин.
В начале двадцатых Кранцфельд отходит от активного участия
в литературной жизни. По воспоминаниям приехавшего в 1924 в
Одессу молодого любителя поэзии Палкина, он несколько раз видел
Кранцфельда, вскоре тот перебрался в Москву.
Александр Моисеевич стал врачом-эпидемиологом. Очевидно, по
делам служебным был в Ташкенте году в 1933, где повстречал
одесского знакомца - Исидора Бобовича. Позднее тот вспоминал,
что Кранцфельд писал статьи для серьезных медицинских журналов.
Палкин был свидетелем последних месяцев жизни А.Кранцфельда
в Одессе. Волею судьбы он же стал и очевидцем последних месяцев
его жизни. В начале 1942 он встречается с Кранцфельдом в районе
Лозовой. Тот - военный врач с двумя шпалами, главный эпидеми¦
олог 57 армии. Ночь напролет сидели в землянке, читали стихи
Ахматовой и Пастернака. Кранцфельд собирался перевести Палкина
к себе, но не получилось. Еше пару раз встретились, а потом на¦
чалось отступление. Запись в дневнике Палкина: "... август 1942
г. Махачкала. После нашего трагического отступления к предгорь¦
ям Северного Кавказа, узнаю о гибели Кранцфельда. Не вышел из
окружения. Со слов его товарищей - покончил жизнь самоубий¦
ством."
Так по-разному сложились судьбы трех. А книжка, изданная
крохотным тиражом - жива и сейчас. И пусть стихи неискренние -
чувства-то были искренними.


Автор благодарит С.Лущика, без которого эта статья была бы
намного меньше, за оказанную помощь.

А.Яворская


Назад

Афиша. События
Відкриття фестивалю ODESA PHOTO DAYS 2018 та головної експозиції фестивалю «ВХІД ЗАБОРОНЕНО/OFF LIMITS».

25 квітня о 16:00 в Одеському  літературному музеї  відбудеться відкриття ...
«ПОДВИГ МЫСЛИ И ТРУДА» літературно-музична програма

 
19 квітня о 15:00 в Золотому залі Одеського літературного ...
«БАТЬКІВЩИНА-МОВА-ВІРА» грузинсько-український патріотичний захід 

14 квітня о 11:00 в Одеському  літературному музеї (м. Одеса, ...

«Всі живемо тільки надією та сподіванням ...»

10 квітня в Меморіальному музеї К. Г. Паустовського відкривається виставка ...
«ВЕЛИКОДНІ ЗУСТРІЧІ 2018»

Одеська обласна Рада миру
Одеська єпархія
Одеська ...
«Весна. Етюди.» Виставка акварелі Наталії Кондратюк

3 квітня о 15:00 у галереї Одеського літературного музею відбудеться ...
«Саксофон і шампанське»

31 березня о 15:00  в  Одеському літературному музеї меломанів чекає ...
«Степанова весна» мистецька акція

29 березня о 16:00  у Золотій залі Одеського літературного музею ...
-Гостевая книга
В публикации \"Генриетта\"прочитала о том, что раньше выходили материалы о ...
Автор: Татьяна

Place3D - профессиональное создание 3D туров и 360 виртуальных панорам. ...
Автор: Sergey

Доброго дня! Підкажіть, будь-ласка, чи є у фондах музею видання ...
Автор: Ольга

Виртуальные туры
«Photo3d»
ОДЕССКИИЙи
ЛИТЕРАТУРНЫЙ
МУЗЕЙ