Режим работы: с 10:00 до 17:00, кроме понедельника
Сад скульптур работает без выходных в летнее время с 10:00 до 21:00, в зимнее время с 10:00 до 17:00

Адрес: г.Одесса, ул, Ланжероновская, 2

Телефон: 8 (048) 722-33-70
Отдел экспертизы культурных ценностей: 8 (0482) 33-52-12, 33-52-13
E-mail: litmuseum.org@gmail.com

-Фотогалерея -Музейщики смеются -Виртуальный тур -Сад скульптур
ЩЕ МОЛОДАЯ ДIВЧИНОНЬКА, А ВЖЕ ЗАМIЖ ВИЙШЛА...

"Свадьба - брачный обряд, празднество по случаю вступления в
брак" - так сухо объясняет словарь самое важное в жизни молодой
девушки событие. Да, конечно, в брак вступают двое, но как то
так сложилось, что почти все девочки хотят выйти замуж, а почти
все мальчики жениться - не очень-то. Да и звучит это слово
как-то шипяще - сссвадьба. И значение его скрыто от нас за дав■
ностью веков.

А вот украинское "весiлля" и понятно, да и звучит радостнее.
Впрочем, даже "одруження" не вызывает столь двойственных эмо■
ций, как русское "женитьба". А все из-за Николая Васильевича
Гоголя. И сам не женился, и процесс так изобразил, что не раз
задумаешься, прежде чем решишься.

Впрочем, описание свадьбы именно как обряда, и в русской и в
украинской классической литературе,за редким исключением, так
же не вызывает желания через все это пройти. Ухаживание, объяс■
нение в любви, даже сватовство - так романтично... А вот свадь■
ба - какие-то толпы гостей, пьянка. Особенно свадьба деревен■
ская. Часто в представлении коренного горожанина свадьба в де■
ревне - это море самогона и пьяные песни.

А между тем "весiлля" необычайно красивый и сложный ритуал.

Лет пятнадцать назад в Закарпатье наш автобус медлено отъзжал
от этнографического музея, стены которого украшали деревенские
одежды чуть ли не столетней давности. В том числе и свадебные.
Моросил мелкий дождик, окна запотели. И вдруг... такое случает■
ся только в плохих романах, но так оно и случилось с нами. И
это был уже не плохой роман, а маленькое доброе чудо - за ту■
манными окнами проплывало свадебное шествие: несли шесты с яр■
кими разноцветными лентами, шли жених и невеста в длинных, до
пят, негнущихся плащах, сотканных из овечьей шерсти и похожих
на кавказские бурки. У нее плащ был белого цвета, у него - се■
рый. Платья невесты не было видно - я так и не поняла, была ли
она в нарядном белом "городском" или же в вышитой рубашке. За
ними шли гости - мужчины и женщины в одеждах, словно взятых из
музея, или, скорее, не попавших туда. Свадьба шла из дома жени■
ха в дом невесты (а может, и наоборот). Понятно, что эти праз■
дничные наряды доставали из дедовских сундуков. Но как естес■
твенно они смотрелись. Во многих карпатских селах, особенно
горных, до сих пор в воскресенье можно без подготовки снимать
то ли "Захара Беркута", то ли "Тени забытых предков".

В селах под Одессой давно уже не носят вышитых рубашек и корал■
ловых бус с дукатами. Но свадьбу - "весiлля", или, как говорят
на суржике "свайбу" и сегодня справляют так, как много лет на■
зад.

Течение сельского романа от ухаживания до свадьбы, ироничное и
очень по-доброму сделаннное, многие помнят по очаровательному
мультфильму "Пес и волк". История жизни пса сопровождается ро■
маном дочки его хозяев. Весной, после первого робкого ухажива■
ния и прогулок с песнями по селу, проспавший воров пес с позо■
ром изгнан из дому. А зимой на свадьбе под столом его наевшийся
от пуза благодетель-волк слушает песни. И не выдерживает:"Щас
спою." И это удивительно точно.

Потому что настоящяя деревенская свадьба - а такую я видела
всего двадцать лет назад - это песни. С четверга по понедель■
ник.

Для начала немного географии - небольшое село в сорока километ■
рах от Одессы. Село на двух холмах, две большие улицы вдоль ли■
мана (или четыре маленьких, если учесть разделяющий их третий
холм). Телефона в селе нет и по сей день, самое высокое здание
- заброшенное двухэтажное общежитие заброшенного же завода.
Одеваются все по-городскому, в каждой восьмой хате - автомо■
биль, в каждой пятой - мотоцикл. На пять хат - один фонарь.

Пропустим весь традиционный процесс ухаживания и сватовства.
Начнем с четверга. В четверг вечером пекут шишки и свадебный
каравай (нет, ей-богу, "весiльний" звучит намного лучше).

Шишка - это булочка из трех полосок теста, сплетенных вместе и
поверх окруженных обручиком. С ними ходят приглашать на свадь■
бу. А каравай - это, собственно, не совсем каравай. Потому что
для невесты пекут калач, украшают его двумя голубками, сидящими
напротив друг друга, букетиками, розочками - все из теста. И
еще одно обязательное украшение - накрученные на палочки полос■
ки теста. Таких палочек на калаче должно быть четыре. Для жени■
ха пекут "лежень" - продольный хлеб, поверх которого укладыва■
ются ребром вплотную друг к другу резные полоски теста. Сверху
лежень тоже украшают фигурками голубей. И когда месят и пекут -
обязательно поют. Чтоб тесто хорошо подошло и счастья у молодых
было побольше.

У невесты должны быть дружки и "свiтилки". В дружки зовут
трех-четырех близких подруг, "свiтилок" может быть до трех -
это молодые незамужние родственницы жениха.

В субботу вечером невеста с дружками ходят звать гостей на
свадьбу (я была самой молодой дружкой, всего четырнадцати лет
от роду,к тому же городской. Накануне тетя Маруся долго расска■
зывала мне, как и что я должна делать и учила песням).

Вечером, когда уже подоят коров и овец, и село садится ужинать,
дружки собираются у невесты. Когда мы выходили за ворота: "Та
йдiть вже просити на ввсiлля", зазвучала первая песня:

Виряджала мати дочку на село,

Проси, доню, родиночку весело.

Щоб твоя родиночка весела була,

Щоб на весiлля прибула.

А потом - тихая летняя ночь, яркие звезды, поют сверчки, мы
идем и поем - может, не очень в лад, но от души:

До двору ми йдемо,

Подарки несемо,

Житнi i пшеничнi,

Щоб були всi величнi.

Заходим в первую хату. У старшей дружки большой платок с шишка■
ми. Она достает одну, протягивает невесте. Та кланяется хозя■
евам :"Батько й мати просили на весiлля i я вас просю", - и по■
дает шишку (дописьменный символ приглашения на свадьбу, теперь
замененное открыиткой) Потом хозяева приглашают закусить и вы■
пить (не все, правда). Мы закусываем пирожком или кусочком кол■
басы, вино не пьем - еще долго ходить, а за мной присматривает
невеста - "Щоб малу там десь не напоiли," - просила тетя Мару■
ся.

Выходим за ворота, сопровождаемые обязательным хором собак. Мы
их перекрикиваем песней:

Ой, були ми в хатi,

Золотiй кiмнатi.

Хорошенько нас приймали,

Щастя й долю дарували.

Собаки, растерянно гавкнув напоследок, замолкают. Можно с чис■
той совестью идти дальше. Обошли пол-села, слегка охрипли. Те■
перь нужно спуститься в балку и пройти мимо кладбища на другую
сторону - "на той край". Поем погромче - так, на всякий случай:

Мiсяцю-горiшино,

Свiти дорiжину,

Щоб ми не заблудили,

Молоду не загубили.

Вдруг из могил поднимаются какие-то тени. Визг, задыхаясь, быс■
тро бежим наверх, потом понимаем - это мальчишки решили нас по■
пугать. И знают же, вредные, что заступиться некому - жених с
боярами тоже обходит село и зовет своих гостей. А встречаться
мы не должны - плохая примета. Они по песням знают, где мы хо■
дим - в ночной тишине голоса далеко слышны, а когда идем возле
берега, эхо отражается от воды.

Последние хаты, все устали, старшие уже и от выпивки не отказы■
ваются, чтоб горло смочить, мне бабушка тоже тихонько подсовы■
вает стаканчик: "Спробуй, дитинко, вино ж некрепке". Тогда оно
показалось мне слишком горьким, а теперь вспоминается, что было
оно сладким, как в сказке.

Возвращаемся к дому невесты. Подходим к воротам:

Усi двори обходила

I слiзоньки не вронила.

А на батькiв двiр вступила

Й слiзоньками лице вмила.

Сейчас будет вечеринка. Мы закрываемся в хате и не пускаем же■
ниха с боярами:

Що це таке наiхало,

Що все подвiр'я заiхало?

Чи з города городяни,

Чи з села поселяни?

Не з города городяни,

А з села поселяни.

Они просятся:

Ой, свате, свате,

Пустiть нас до хати.

Ми ж вам хати не пересидимо,

Тiльки шалi пересушимо.

А в нас такi шалi,

Щоб молоду взяти.


Это память о тех временах, когда "на вулицю" выходили обяза■
тельно в длинных шалях.

Петь можно долго, бабушка невесты бурчит, протестуя:"Не пускай■
те так заранi, ми годинами спiвали та вiдспiвували." Но нам уже
хочется потанцевать и, главное, поторговаться с боярами за цве■
ток.

Я протягиваю своему боярину пустую тарелку:

Що ж я тебе, боярине, попрошу,

Дай менi свою шапочку хорошу,

Та не дайся довго просити,

Дай шапочку квiтку пришити.


Хлопцы снимают свои фуражки и кладут на тарелки. Мы прикалываем
цветки и примеряем на себя фуражки:

Ой, поглянь, боярине, на мене -

Кращий козак я од тебе.

У твоiй шапочцi пуховiй,

У своiй квiточцi восковiй.

Возвращаем пустые тарелки хлопцам, тебуем денег. Бояре заранее
старательно собирали копейки и теперь бросают их на тарелку -
кто пару, а кто и полную жменю. Дружно возмущаемся:

Я на цес та й не дивлюся,

Я од цього та й одвернуся.

До стiни очима,

До бояр плечима.

Тогда на тарелку летят пятаки. Мы опять недовольны:

Я не вмiю п'ятаки катати,

Я не вмiю казани латати.

А я вмiю шити-вишивати,

По золотому брати.

Бояре возмущаются, дружки постарше откровенно кокетничают,
смех. В хату уже набилась толпа зрителей - это раньше смотрели
в окна, теперь предпочитают партер. Бабка комментирует:"Лiзуть,
як комарi до хати". Публика тоже дает советы. Поддерживают, в
основном, бояр. Мы обижаемся:

А мiй батько люльки не курить,

Нехай мене боярин не дурить.

Бо я ж така, боярине, як i ти.

Викiнь менi на тарiлку червонця...

(дальше каждая говорит свою цену)

Мне в те годы казалось, что три рубля - достаточно большая сум■
ма. Вообще-то я хотела просить пять, но потом постеснялась. Од■
нако мой боярин, услышав "червонця три", откровенно опешил. По■
том на его лице появилось обиженное выражение. И как же он надо
мной издевался, отказываясь платить! Все остальные уже догово■
рились, и только я со слезами на глазах доказывала, что у меня
необыкновенно красивый цветок, и он наверняка стоит не меньше
трех рублей. Потом за меня вступилась невеста. Боярин небрежно
вынул из кармана десятку и милостиво согласился взять цветок.
Это потом из разговоров дружек постарше я поняла, что они-то
просили по двадцать-двадцать пять рублей! И вообще - главное
выторговать побольше! А я такой низкой ценой оскорбила своего
боярина в лучших чуствах, намекнув на его финансовую несосто■
ятельность! Он меня так и не простил. И, станцевав со мной один
обязательный танец, два дня обходил десятой дорогой.

Обрадованная публика подбадривает:"Ну, все, давайте вже,
хлопцi, мирiться!" Дружки снимают с головы фуражки, откалываюи
цветы:

Нахилися, боярине, поцiлую,

Тобi ж твою квiточку подарую.

Дрожащими руками я сняла цветок и пришила ему на рубашку. До
сих пор надеюсь, что хоть раз уколола его иголкой - тогда, да■
вясь слезами от обиды, я этого могла и не заметить. Остальные
бояре нахально требовали обещанного поцелуя. Кто из дружек под■
ставлял щеку, кого боярин порасторопнее успевал и в губы чмок■
нуть. Кто-то из бояр за излишнюю предприимчивость получил своей
же шапкой по спине от отбивавшейся дружки.

Потом сели за стол, украшенный караваем. В нем - две связанные
деревянные ложки и две незажженные свечки. Свечки зажгут зав■
тра, после загса и венчания.

Из последних сил танцуем во дворе. Музыка живая - аккордеон,
бубен. И хоть в доме есть и проигрыватель и магнитофон, живая,
чуть сбивающаяся музыка больше подходит этой ночи, теплой сон■
ной ночи накануне свадьбы. В селе уже не горят огоньки в хатах.
Я и еще одна дружка уходим чуть раньше - нам идти "на той
край", опять мимо кладбища. Теперь нас провожают бояре. Гово■
рить нет сил, но потанцевать еще хотелось бы. Мы еле идем,
"плентаемся", как тихо возмущается сзади один из бояр, спуска■
ясь в балку. И так трогает контраст тихо спящего села и музыки,
долетающей с холма.

Утром я встаю, наряжаюсь, но меня перехватывает тетя Маруся.
"Чого це ти коси розпустила! Так не роблять." И, несмотря на
отчаянное желание быть повзрослей, приходится заплести косички.
Правда, тетя укладывает их красивой корзиночкой на затылке. Те■
перь приколоть сбоку мой цветок - и я готова.

Прибегаю к невесте. Мы ее наряжаем, точнее, мешаем одевать бе■
лое платье. Она надевает веночек и фату, и из обаятельной ры■
женькой девчонки становится сказочной красавицей. Ну и что, что
платье не от Диора, да и веночек куплен на Привозе. В такой
день все, даже немного аляповатое, кажется поразительно умес■
тным.

Во дворе мать посевает - рожью (обязательно рожью!), конфетами,
деньгами. Ну, в загсе и церкви всем известно - кто первым на
рушник станет, тот будет командовать в семье. Наш жених, здоро■
венный парень, делает вид что не успевает за тоненькой, как
стебелек, невестой. Она первая! Дружки тихо пищат от удоволь■
ствия.

Потом возвращаемся в село - расписываться ездили в город, не■
веста - студентка. И тут нас останавливает засада - переливают
дорогу и не пропускают без магарыча. И не раз и не два - не
только на каждом перекрестке, но и почти возле каждой хаты. Пе■
реливают в основном те, кто не будет гулять на свадьбе. И -
только мужчины и хлопцы. Женщинам не полагается, а вдовы и во■
обще стараются в этот день лишний раз на улицу не выходить.

С переливальщиками разбирается старший боярин, в руках у кото■
рого здоровенный графин с вином. В его обязанности входит отку■
паться магарычом - стаканом-двумя вина на каждого. Из-за мага■
рыча могут и поторговаться, попрекая боярина жадностью и непо■
ниманием истинно мужских запросов.

Подъезжаем к дому невесты. Дружки и свахи поют вместе:

Лети, лети, соловейку, попереду нас,

Винеси чашу меду, частуй нас.

Винеси чашу меду iз вином,

Поздоровляй наших дiтей iз законом.


А потом, когда мать выходит из дверей:

Вийди, мати, з хати,

Спитайся дитяти

Де твос дитя було,

Iз ким шлюб держало.

Молодые кланются родителям, все садятся за стол. Если стол еще
не успели накрыть, можно и потанцевать. Раньше стол накрывали в
хате - зимой, или на дворе - летом. Потом в моду вошли шалаши
(очевидно, в соответствии с пословицей "С милым рай и в шала■
ше") или балаганы. Это сооружение из тонких досок, обтянутых
брезентом или толем.

Свадебный стол заслуживает отдельного описания, достойного пера
Гоголя. Поэтому ограничусь простым перечнем: во-первых, обяза■
тельный кабан. Но не в целом виде, а по частям: окорока, руле■
ты, сальтисоны, колбасы мясные, кровяные, печеночные. Затем го■
лубцы, тефтели, холодцы, налистники, картофельники с мясной на■
чинкой. Жареная рыба, заливная рыба, бутерброды с красной ик■
рой, печеные перцы, фаршированые перцы, жареные баклажаны, "те■
щины языкм" из баклажан с огненной приправой,, кисели, пирожки.

Когда рассаживаются за столом, возле невесты садится брат или
племянник - на место жениха. Место нужно выкупить. Племянник
маленький, ему лет десять. Он снимает с ноги невесты туфлю. Мы
ему поем:

Братiку-сокiльчику,

Сядь собi на стiльчику.

Сiчи, рубай,

Сестри не дай.

Бо сестра-родина

Сидить, як калина.

Хитрые бояре надеются откупиться от малолетки яблочком. Мы кри■
чим:"Не бери, не бери!" Но он и сам знает, в отличие от меня,
сколько нужно просить. "А, якi хитрi!" Сторговались на тридцати
рублях. "Та дорого ж," - возмущается старший боярин, так и не
сумевший сбить цену. "Ну й що, що дорого, а гарна ж яка," - не■
возмутимо отзывается маленький Гобсек, пряча деньги.

Дружки все равно возмущаются:

Братiк-татарин,

Оддав сестру даром.

Чорнi брови за п'ятак,

Бiле личко оддав так.

(Брови и личико могут меняться местами)

Жених садится рядом с невестой. А потом - едят, пьют, поют,
танцуют. Музыканты играют все - от гопака до танго. Как потом
мне объяснили, я ухитрилась станцевать даже польку.

Жених и невеста договорились сыграть свадьбу вместе. Если бы
решили иначе, все гости должны перейти в дом к жениху. А так -
все гуляют до полуночи. А потом мы прощаемся с невестой:

- Прощай, прощай, подруженько, бо ми вже йдем

I все твос дiвування з собою берем.

- Берiть, берiть, подруженьки, та й не сварiться.

Як вийдете за ворота, та й подiлiться.

Старшоi подруженькi вiнок та фата,

Другоi подруженькi дiвоча краса,

А третьоi подруженькi русая коса.

Бояре собирают постель - с шумом ищут подушки и простыню, заг■
лядывая в печь. Свахи затягивают:

Вигортай, мати, жар, жар.

Буде тобi дочки жаль, жаль.

Кидай у пiч дрова,

Оставайсь здорова.

Первую ночь молодые обязательно должны провести в чужом доме, у
друзей или родственников. Вся свадьба, кроме нас, незамужних,
провожает молодых. А для нас, подростков и дружек, свадьба,
увы, закончилась.

На другой день гуляют женатые пары и хлопцы. Повезло же боярам
- и петь им не надо было - а мы до сих пор хрипим - и гуляют со
всеми. А мы можем только смотреть, как идут за невестой. Пер■
вым, с неизменным графином вина, идет старший боярин. Потом -
остальные гости с музыкой - аккордеоном, а вместо бубна - печ■
ная заслонка, украденная у матери невесты. По заслонке бьют
палкой или маленькой кочергой. Кто-то играет на чудом уцелевшем
рубеле - деревянной доске с поперечными полосками для глажки.
Идет процессия одной улицей, а возвращается по другой. И все
село высыпает за забор:"За нсвсстою пiшли, iдемо подивимось". Я
с завистью смотрю на проходящую процессию.

Молодых приводят. Опять садятся за стол. В этот день молодых
одаривают. Режут каравай, и невеста подает гостям на блюде ста■
кан с вином и кусок каравая. Если приглашены муж и жена - тогда
два стакана и два куска. Гости кладут на блюдо деньги или пода■
рок. Потом танцуют.

Но самое интересное - на третий день. В этот день женщины ходят
по селу и ловят кур у тех, кто гулял на свадьбе. Одеваются цы■
ганками, водят медведя. Собак в этот день привязывают подальше,
потому что ряженые бегают по всему двору, ловя кур, уток, индю■
ков, могут ухватиться и за корову. Старший из детей, оставлен■
ных родителями на хозяйстве, откупается курицей, заранее заре■
занной и ощипанной. Цыганки, украсив себя перьями, потерянными
испуганными до икоты курами, уходят.

Моя тетя вспоминала, как в годы ее детства, такие вот цыганки
расселись у них во дворе. Одна ворожит, одна блох ловит, а те
выпросили у матери громадную миску с вареникам, приготовленными
на обед шестерым детям. И все съели. Как настоящие цыгане, хва■
тали огненные вареники из миски, обжигались, верещали, но -
съели. Хорошо, бабушка своим еще одну миску припасла.

А на сегодняшней свадьбе отличилась моя тетя. Потихоньку от му■
жа заварила крепкий чай, процедила, налила в бутылку из-под
коньяка. Прикрутила крышку. Вечером со смехом рассказывала, как
обрадованные мужчины вырывали у нее из рук заветную бутылку. "I
що, не помiтили? - удивляюсь я. "Аж доки в горлянки не позали■
вали",- весело отмахивается она.- "Ну й морди у них були!" и мы
дружно смеемся над неудачливыми пьяницами.

А тетя рассказывает мне, что пока ряженые - те, что помоложе,
обходили село, она и еще две женщины постарше кипятили воду. (
Вообще, помочь готовить на свадьбу всегда зовут самых умелых -
это признание заслуг. Тетя Маруся нарасхват - готовит на все■
возможных праздниках и поминках с семнадцати лет.) Из принесен■
ных кур варят бульон, разливают во что придется - чашки, стака■
ны, кружки, тарелки. Выхватывают из бульона кур, разрывают пря■
мо руками, едят, смеются, перешучиваются. "А нащо бульйон, - не
понимаю я. - "Як нащо - животи промивати, - сдерживая смех, от■
вечает она.

Прошло больше двадцати лет. Я с маленькой дочкой - ей два с по■
ловиной - приехали в гости. "Iдiть на нсвссту дивитися," - зо■
вут нас. Мы долго ждем у ворот. Мимо проходит процессия - идут
забирать невесту. Новшество - вместо печной заслонки изо всей
силы бьют по лопате черенком. Прошли. Ждем, когда вернутся с
невестой. Малая подпрыгивает: "Де невеста, де невеста?" И тут я
вспоминаю - возвращаются же другой улицей! "Идем, идем,- тянет
меня за руку. - Хочу невесту смотреть." И мы бежим на соседнюю
улицу. Зрители уже собрались. Стоят, ждут. И даже пересуды ку■
мушек (село, от разговоров не спрячешься, хоть век на печи про■
сиди) не портят торжественности ожидания. "Пiвроку разом жили,
чого позоряться. Розписались би тихенько," - недовольно бурчат
сзади. Но вот подходит невеста. В простом белом платье, уже без
фаты. Прошли мимо. Мы возвращаемся домой.

Но и через год моя малая говорит :"Мама, а помнишь, мы невесту
смотрели". И я сразу понимаю, о чем речь. Городских невест, на■
рядных, как принцессы, она перевидала сотни возле Оперного. Они
так надолго ее внимания не привлекают. В городе невесты на каж■
дом шагу. Для них - это удивительный день. Но для нас, зрите■
лей, нет этого чуда ожидания: " Вже пiшли за нсвсстою, iдемо
подивмось".

Идет свадьба, с песнями и смехом. Потом будет длинная жизнь
вдвоем - у кого навсегда, у кого - как получится. Но у всех ос■
таются три счастливых дня песен, смеха, веселья. Это и есть
"весiлля".

А.Яворская


Назад

Афиша. События
Международная конференция, приуроченная к 100-летию со дня смерти классика еврейской литературы Менделе Мойхер-Сфорима

Международный центр языка и культуры идиш
при Всемирном ...
Презентация телевизионного проекта «Путешествие в мир прекрасного»

19 октября в 15:30 в Золотом зале состоится Презентация 4-ой ...
Виставка акварелі Ігоря Летинського

11 жовтня о 15:00 в галереї музею відкриється виставка акварелі ...
Книжная прогулка по Одессе. История города в памятниках. Век XX.

Мемориальный музей К. Г. Паустовского продолжает историко-литературную программу «Книжные прогулки ...
Выставка Святослава Скоробогатова

В музее открылась выставка Святослава Скоробогатова.
Святослав Петрович Скоробогатов родился ...
Выставка «”Доитель изнуренных жаб” – Давид Бурлюк как литератор и издатель»

27 сентября в 18:00 в Золотом зале состоится открытие выставки ...
International Literature Festival Odessa 2017

ВЕРЕСЕНЬ 27 СЕРЕДА
ЛІТЕРАТУРНИЙ МУЗЕЙ ⸰ ЗАЛА ГАЛЕРЕЯ
18.00 ВИСТАВКА ...
«Золотая осень Мира - 2017»

      21 сентября в 15-летний юбилей Международного дня мира стартует ...
-Гостевая книга
В публикации \"Генриетта\"прочитала о том, что раньше выходили материалы о ...
Автор: Татьяна

Place3D - профессиональное создание 3D туров и 360 виртуальных панорам. ...
Автор: Sergey

Доброго дня! Підкажіть, будь-ласка, чи є у фондах музею видання ...
Автор: Ольга

Виртуальные туры
«Photo3d»
ОДЕССКИИЙи
ЛИТЕРАТУРНЫЙ
МУЗЕЙ