Режим работы: с 10:00 до 17:00, кроме понедельника
Сад скульптур работает без выходных в летнее время с 10:00 до 21:00, в зимнее время с 10:00 до 17:00

Адрес: г.Одесса, ул, Ланжероновская, 2

Телефон: 8 (048) 722-33-70
Отдел экспертизы культурных ценностей: 8 (0482) 33-52-12, 33-52-13
E-mail: litmuseum.org@gmail.com

-Фотогалерея -Музейщики смеются -Виртуальный тур -Сад скульптур
Одесса и краеведы

Каждый житель Одессы – в той или иной степени – краевед.
Для того, чтобы убедиться в этом, нужно постоять пару часов (лучше всего в теплый солнечный денек) перед памятником Воронцову. За это время вы услышите массу вариантов и версий об отношениях Михаила Семеновича и Александра Сергеевича. На этой базе любой питерский литературовед защитил бы кандидатскую, а харьковский – так и докторскую.
События минувших дней могут излагаться как на изысканно литературном языке, так и на том, для которого «Пушкин» и «Воронцов» - единственные приличные слова (остальное повествование при печати пришлось бы заменять сплошными многоточиями). Что поражает – и в первом и во втором случае слушатель все понимает. Такие уж мы, одесситы, экскурсоводы и краеведы по рождению. Для многих это стало еще и профессией (а если повезло, то и призванием). Но, как уже неоднократно писали классики, в прошлом все было лучше – и солнце светило ярче, и море было теплее, и пыль пахла акациями. А какие же тогда были они, краеведы двухсотлетней давности?
Одесса с самых первых дней существования, как и всякая женщина с характером, да еще и привлекательная, вызывала в мужчинах самые противоречивые чувства. Феминистки могут возразить - почему речь идет только о мужчинах? Ну, все же как-то принято, чтобы мужчины интересовались женщинами.
А если серьезно – все же в начале ХХ века мужчины путешествовали больше, и с большим вкусом описывали свои путешествия. Заниматься же серьезными научными исследованиями тоже более приличествовало сильной половине человечества. И, наконец, каждой женщине лестно увидеть себя глазами мужчины. Итак, какой видели Одессу три человека: князь Иван Михайлович Долгорукий и ученые - директор Ришельевского лицея Николай Никифорович Мурзакевич и профессор Новороссийского университета Александр Иванович Кирпичников?
Князь Долгорукий (1764-1823), потомок основателя Москвы, поэт, прозаик, драматург, страстный театрал. Один из образованнейших людей своего времени, выпускник Московского университета, военный, актер (он даже брал уроки у популярного французского актера Офрена). При Екатерине – вице-губернатор Пензы, при Павле – начальник Камер-коллегии, при Александре – губернатор во Владимире.
Злоязыкий Вигель описывал пензенские приключения. «… вице-губернатором в Пензе был поэт князь Иван Михайлович Долгорукий, прозванный Балконом по нижней челюсти необычайной величины, выдвигающей в виде сего архитектурного прибавления столь же большую губу. Это безобразие не помешало Улыбышевой влюбиться в него. Давно замечено уже, что одни женщины способны плениться красотами душевными или умственными предпочтительно наружным. Ревнивый муж, вооружась многовесной дубиной, дождался соперника своего у подъезда, при выходе из присутствия, и с таким бешенством внезапно напал на него, что едва за бесчестие свое не заставил заплатить его жизнью под сильнейшими ударами палки, если бы не подоспела помощь. Изувеченный Долгорукий стал обвинять его в замышляемом смертоубийстве; а тот в оправдание свое представил все любовные письма жены своей, которые посредством подкупа умел он достать. Из этого возник длинный, ужасный уголовный процесс, прекратившийся уже в Сенате смертью, постигшей обвиняемого Улыбышева».
Названия книг Долгорукого вполне соответствуют духу восемнадцатого века: «Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни, писанная мной самим и начатая в Москве 1788 года в августе месяце на 25 году от рождения моего», «Капище моего сердца или Словарь всех тех лиц, с какими я был в разных отношениях в течение моей жизни». После этого название книги о поездке в южные губернии России просто поражает краткостью: «Славны бубны за горами или Путешествие мое кое-куда 1810 года».
Иван Михайлович рисует жизнь города. Города, уклад жизни и поведение жителей которого ему не всегда приятны и понятны. Одесса уже успела обрасти легендами, некоторые Долгорукий печально опровергает. Например, об апельсинах «боялся даже, что уеду из Одессы, не евши апельсинов» . Ну нет их в Одессе. Впрочем, чего здесь только нет (в смысле есть)! Разнообразное общество, море, итальянские и турецкие сласти, книги покупают – Долгорукий лично приобретает собственную книгу и дарит приятельнице. Да и апельсины, в конце концов, смог купить.
Что же об Одессе и ее жителях?
«Дюк любит преимущественно водиться с купечеством, сравнивает его с собою и не редко сажает выше чиновника гражданского самого незначащего купчишку. Для чего не покровительствовать этому состоянию? Но все имеет свои границы».
«Повторим еще раз все выгоды этого прославленного края: никакого общества, все сидят по домам и живут из барыша. С расчетом жить во время торговли — найдешь себя в обетованной земле; но для удовольствия еще рано сюда переселяться: скверная квартира 50 руб. в месяц; четверня лошадей 10 руб. в сутки; ни полена дров, топи кизиком, от которого воняет; пыль, мухи, зной, или хо¬лодный ветер: какая мука!
И так, отложа всякое пристрастие, не станем заблуждаться и согласимся, что Одесса, по недавнему своему образованию, очень хороша, но что она еще ни в сотую долю не доведена до того степени превосходства во всех частях, до какого назначает ей сама натура и ее точка во вселенной, и долго еще об ней хвастать надобно будет в журналах, чтоб заманить туда любопытного».
Закончил книгу Долгорукий уже после выхода в отставку в 1812 году, а вышла она и того позже – в 1870.
Итак, облик красавицы-южанки описан литератором-аристократом.
Как известно, после первого впечатления влюбленный начинает подробный анализ привычек любимого создания. Это же относится и к краеведам. Впрочем, их так еще не называл. Это уже наш, советский термин. Тогда же именовались они скромно: члены «Одесского (чуть позже добавили - Императорского) Общества Истории и Древностей».
Один из основателей его – Николай Никифорович Мурзакевич (1806-1883). Он - сын дьякона Успенского собора в Смоленске. С аристократом Долгоруким общее - только учеба в одном и том же университете. В 1825 году он поступает на этико-политическое отделение философского факультета. Счастливый случай, определивший дальнейшую жизнь – соученик Кирьяков родом из Одессы. Вернувшись домой, «Кирьяков настойчиво требовал, чтобы я, бросив все, ехал в Одессу» - вспоминал позднее Мурзакевич.
Николай Никифорович приехал на юг. Служил столоначальником в одесской портовой таможне, затем помощником учителя в Ришельевском лицее, познакомился с генералом И.Н. Инзовым, Г. Тепляковым, А. И. Левшиным. Мурзакевич защищает магистерскую диссертацию, становится адъюнктом лицея, вскоре - профессором по кафедре российской истории и статистики. С 1853 он назначен директором Ришельевского лицея. Через три года Николай Никифорович уйдет в отставку.
Мурзакевич был секретарем общества сельского хозяйства южной России и редактором «Листка»; заведующим одесской городской публичной библиотекой и городским музеем; он занимается изданием новороссийского календаря и одесского альманаха; увлекается с новой силой археологией и нумизматикой. С 1839 года – секретарь Одесского Общества Истории и Древностей. Под его редакцией вышли двенадцать томов «Записок Общества Истории и Древностей».
Он успевал не только воспитывать молодежь. Мурзакевич – член семнадцати литературных, археологических, нумизматических обществ: московских, петербургских, римских, афинских, белградских, копенгагенских, бельгийских. Он работает во множестве комиссий и комитетов. Название одного из них сегодня звучит курьезно «комитет для принятия мер на случай покушения неприятеля на Одессу». Впрочем, может быть такое название символично – покушения ведь бывают не только на город реальный, но и на его историю. В защите же Одессы Мурзакевичу нет равных.
Что говорили о нем современники? «Николай Никифорович Мурзакевич отличался сердечною добротой, честностью и прямотой убеждений и примерным бескорыстием. … Значение профессора Николай Никифорович ставил чрезвычайно высоко; в ряду других деятельностей он признавал эту деятельность самой почетной и требовал к ней особенного уважения. По его понятиям для нее могло быть только одно дело – служение науке. … Николай Никифорович не останавливался ни перед какими личными соображениями, когда ему приходилось говорить правду, и говорил ее сильным людям. … У всех сложилось убеждение, что Николай Никифорович никому не сделал зла… Ни для кого не было тайной, что материальные средства Николая Никифоровича были очень незначительны… несмотря на это, он никогда не испытывал того удручающего состояния, которое часто является спутником лишений; но, напротив, всегда сохранял в себе чувство собственного достоинства и приятное, ровное расположение духа. «Мой серый сюртук, говаривал не без гордости Николай Никифорович, неизменно служил мне в Петербурге, Москве и Тифлисе; видели меня в нем в Вене, Риме, Севилье и на египетских пирамидах, - и везде я смело смотрел людям в глаза…»».
И, наконец, человек, написавший очерк развития города за сто лет - Александр Иванович Кирпичников (1845-1903).
Родился в городе Мценске Орловской губернии, отец его был купцом. Судя по всему, семья была состоятельной – мальчик учился в 1 московской гимназии, в 1865 окончил историко-филологический факультет Московского университета.
Если названия книг Долгорукого соответствуют духу литературы восемнадцатого века, работы Мурзакевича большей частью связаны с археологией, то труды Кирпичникова в основном о языке и литературе. Он один из авторов «Этимонологии русского языка», его перу принадлежит «Синтаксис русского языка». Магистерская диссертация – «Поэты ломбардской школы», докторская - «Святой Георгий и Егорий Храбрый».
После десяти с лишним лет преподавания в Харьковском университете его переводят в Новороссийский университет. Здесь он проработает 14 лет, до 1898 года, а затем вновь вернется в родной Московский университет. Еще во время жизни в Одессе он станет Членом-корреспондентом Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности. Как и у Мурзакевича, список его научных работ сам по себе является книгой.
Как и Мурзакевич, Кирпичников ведет активную общественную жизнь, и список обществ и организаций, членом которых он является, занимает, по меньшей мере, страницу. Назовем лишь несколько – председатель товарищества содействия нуждающимся литераторам, попечитель городской библиотеки.
В некрологе, помещенном на страницах Записок императорского общества истории и древностей, Попруженко писал: «Он признавал, что для всеобщей истории литературы – материал должен быть привлечен весьма разнообразный… Вследствие этого вопросы, которым занимался Александр Иванович были весьма разнообразны. Он стремился в своих работах исследовать все то, что так или иначе помогло бы раскрытию духовной жизни человечества. Работ – больших исследований, статей и отдельных заметок – написано им по всевозможным вопросам очень много, но все эти труды одухотворены одной мыслью – изучением идеалов человечества… Высокие его личные качества, как доброго и отзывчивого человека, всегда вызывали к нему симпатии и любовь».
Как в сказке – любви капризной принцессы добиваются Иван-царевич, Иван-купецкий сын, Иван-крестьянский сын. У нас же - Долгорукий, бесспорно, царевич, купецкий сын – Кирпичников, вместо крестьянского сына появляется сын священника Мурзакевич. И каждому из них Одесса отвечает взаимностью.
Итак, каким же увидели три северных человека, наш южный город?
Алена Яворская


Назад

Афиша. События
ОТКРЫТИЕ СЕДЬМОГО МЕЖДУНАРОДНОГО АРТ-ФЕСТИВАЛЯ «ПРОВИНЦИЯ У МОРЯ – 2017»

25 августа в Золотом зале Одесского литературного музея (ул. Ланжероновская, ...
Выставка заслуженного художника Украины Николая Вылкуна

30 августа в 16:00 в музее А. С. ...
Виставка до 120-річчя виступів Соломії Крушельницької в Одесі «На вершині світової слави»

23 серпня о 15.00 в музеї відкриється виставка матеріалів з ...
Презентация книги Светланы Кузнецовой «Константин Паустовский. Искусство видеть мир»

10 августа в 15:00 в Золотом зале ОЛМ состоится презентация ...
Выставка живописи и графики Николая Ворохты «Исповедь»

27 июля в 15:00 в галерее ОЛМ откроется ...
Выставка иллюстраций «Черноморское солнце»

Мемориальный музей К. Г. Паустовского ко Дню памяти писателя открывает ...
Литературный флешмоб «Одесса читает. Одессу читают.»

12 июля в ...
Творческий вечер поэтессы Ирины Сапир

4 июля в 15:00 в  мемориальном музее А. С. Пушкина ...
-Гостевая книга
В публикации \"Генриетта\"прочитала о том, что раньше выходили материалы о ...
Автор: Татьяна

Place3D - профессиональное создание 3D туров и 360 виртуальных панорам. ...
Автор: Sergey

Доброго дня! Підкажіть, будь-ласка, чи є у фондах музею видання ...
Автор: Ольга

Виртуальные туры
«Photo3d»
ОДЕССКИИЙи
ЛИТЕРАТУРНЫЙ
МУЗЕЙ