Режим работы: с 10:00 до 17:00, кроме понедельника
Сад скульптур работает без выходных в летнее время с 10:00 до 21:00, в зимнее время с 10:00 до 17:00

Адрес: г.Одесса, ул, Ланжероновская, 2

Телефон: 8 (048) 722-33-70
Отдел экспертизы культурных ценностей: 8 (0482) 33-52-12, 33-52-13
E-mail: litmuseum.org@gmail.com

-Фотогалерея -Музейщики смеются -Виртуальный тур -Сад скульптур
Спутник одиночества

Всем известно, что Пушкин подарил Гоголю сюжет «Ревизора». А кто подарил Бабелю сюжет рассказа «Мой первый гонорар»? Подсказка — этот же человек финансировал издание знаменитых одесских альманахов. Не догадались? Это неудивительно. Имя блистательного рассказчика и щедрого мецената Петра Ильича Сторицына забыто основательно.
Коротко о том, что знаем: друг Бабеля, Багрицкого, Зощенко, Маяковского. Непревзойденный рассказчик. В Одессе жил с 1914 по 1917, потом — Петроград. Смерть от голода в блокадном Ленинграде. Что неизвестно: когда точно родился, где родился, где учился, чем занимался до 1914 года. Более того, неизвестно, сам ли писал стихи
В литературной и окололитературной жизни редко, но встречаются люди, которые сами, быть может, ничего и не написали, но без которых жизнь эта самая была бы намного скучнее и скуднее. Как правило, это блистательные рассказчики и импровизаторы, авантюристы по натуре. Писать они ленивы, но щедро раздают свои сюжеты окружающим. Жизнь их пестра, причудлива и переполнена приключениями.
Одного из таких людей занесло в Одессу. Как сам он писал:

Взвулканив ввысь над Петроградом,
Раскрыв воздушное манто,
Я к южным ветровым оградам
Направил розовый авто. ….
Но вдруг у южных врат Одессы
В моторе лопнула струна.

Слегка передергивая, можно сказать, что приезд его в Одессу знаменовал начало I-й Мировой (хоть на самом деле он жил здесь только с конца 1914), а после его появления в Петрограде случилась Октябрьская революция. Этот факт можно считать доказанным, так как уехал он в октябре 1917. Кто знает, останься Петр Ильич Сторицын в нашем городе, может, и революции никакой бы и не было?
Он возникает из ниоткуда. До сих пор точно неизвестно, когда он родился, где, кто были его родители, где он учился. Говорили что он не то анархист, не то террорист. Виктор Шкловский позднее писал: «…бывший химик, он же толстовец, он же рассказчик невероятных анекдотов, он же человек, оскорбивший герцога Баденского и явившийся потом на суд из Швейцарии, чтобы поддержать свое обвинение (но признанный ненормальным и наказанный только конфискацией лаборатории), он же плохой поэт и неважный рецензент, невероятнейший человек Петр Сторицын». В устах Шкловского, обожавшего вести себя, мягко говоря, вызывающе, такая характеристика дорогого стоит!
По документам выстроить биографию Сторицына невозможно. А по воспоминаниям — очень даже. Обо всех бы так вспоминали! Итак, Петр Сторицын, он же П. Э.-Б. Коган (полное имя, увы, нигде не упоминается). Что о нем говорили в Одессе? Через много лет поэты вспоминали …
Исидор Бобович: «Петр Сторицын — это литературный псевдоним Петра Ильича Когана». «По образованию химик, уроженец г. Елисаветграда … учился в Германии. …человек, увлеченный поэзией, он скоро стал центром и меценатом небольшой группы поэтов. … По возрасту он был старше нас, ему было тогда лет 30-33. Он был остроумен, словоохотлив, всегда в обществе молодых поэтов». Борис Бобович: «… последующие альманахи выходили гораздо позднее, субсидировал их приехавший в Одессу Петр Ильич Сторицын, упитанный молодец лет 35-37 (нам он тогда казался солидным и весьма почтенным субъектом). Человек избалованный, единственный сын очень богатых родителей, он учился в Швейцарии, оттуда приехал в Одессу (родом он был из Киева, где и жили его родители) и, обладая солидными знаниями, он, к тому же, обладал также солидной долей графомании. Он субсидировал 3-4 альманаха, … что дало ему самому выступить на их страницах и, одновременно, давать дорогу лучшим представителям молодой поросли одесской поэзии».
Александр Биск, поэт и переводчик: «Сторицын … завсегдатай Робина, … у него была большая едкость в суждениях и умел он зло посмеяться и над самим собой. Он сам рассказывал про себя следующий случай: однажды он всю ночь пропьянствовал с Куприным и уже на последнем этапе, часов в 8 утра, Куприн обратил на него свой мутный взгляд и спросил: «А как, собственно, Ваша фамилия?» И когда тот ответил: "Коган", Куприн сокрушенно заметил: «Я так и думал».
Валентин Катаев: «На деньги богатого молодого человека — сына банкира, мецената и дилетанта … выпускались альманахи квадратного формата с шикарными названиями».
Только сумасшедший мог в это военное время затеять издание поэтических альманахов, да еще со стихами никому не известных поэтов. Эти сборники положили начало знаменитой одесской южно-русской литературной школе. Впрочем, их появлением мы обязаны не только Музам, но и Бахусу.

В костюмы рыжие одеты
За рюмкой желтого вина
Сидели смуглые поэты
За столиком у Робина.

Очевидно, после приезда попал к нему в руки поэтический альманах «Шелковые фонари», увидевший свет в Одессе в 1914. После этого – на свои ли деньги или на отцовские — Сторицын финансирует издание еще четырех. Выходят «Серебряные трубы" (1915)
Сторицын писал:
Мы знали все — нас встретят грубо.
Но все ж, сметая с улиц сплин,
Поют «Серебряные трубы»
За палевым стеклом витрин».

Затем последовали «Авто в облаках» (1915), «Седьмое покрывало» (1916), «Чудо в пустыне» (1917). Это первая мощная заявка южнорусской литературной школы. Об альманахах и их авторах неоднократно писал С. З. Лущик. Напомню лишь, что среди участников были Эдуард Багрицкий, Анатолий Фиолетов, Яков Галицкий, Илья Дальгонин, Александр Горностаев и столичные гости — Владимир Маяковский, Сергей Третьяков, Вадим Шершеневич. Рисовал обложки и иллюстрировал Сандро Фазини.
Ехидную пародию с карикатурами на участников «Серебряных труб» сделал Семен Кесельман. «Оловянные дудки»: «Поэт Коган, субсидирующий предприятие, страдающий размягчением мозга на почве русской литературы и онанизма. Сверху — лавровишневый венок». Кесельман был участником «Шелковых фонарей», а в следующие альманахи его не позвали — очевидно, не нашел общего языка с меценатом.
В поисках новых авторов Сторицын едет из южной Пальмиры в северную, встречается с Маяковским.

В гостинице «Франция», что на Морской помещается,
Мы с ним пили коньяк и обедали.

И в альманахе «Чудо в пустыне» появляется четвертая глава поэмы «Война и мир» Маяковского.
Злые языки утверждали, что поэтом Сторицын никаким не был, а все его стихи на самом деле написаны Багрицким. Так ли это — трудно сказать. Но если прислушаться к гласу критики, то согласится с этим утверждением сложновато.
Из рецензии Марка Слонима на альманах «Седьмое покрывало»: «…мало удачны стихотворения П. Сторицына. Они невыразительны, нет в них внутренней необходимости слов и образов». О Багрицком писали много и разное, но вот в этом никто его не мог упрекнуть.
Сторицын оживил литературную жизнь Одессы. Альманахи, акростихи, посвященные одесским поэтам, стихи, посвященные актерам, театральные рецензии в стихах. Но, о человеческая неблагодарность! Трагическое объявление: «В ночь на 9 августа воры проникли через окно с улицы в квартиру Петра Сторицына … похитив при этом весь гардероб, бумажник с деньгами, серебряные часы, всего на сумму около 1000 руб.». Возможно, поэтом Сторицын был и плохим, но вот менеджером — замечательным. Он даже из кражи своих вещей сделал рекламу. Поэт разражается длинным горестным монологом:

О граждане воры! Верните
Часы мне и паспорт скорей,
Ведь вас в «Новостях» под защиту
Поэзии взял я своей.
На что вам мой паспорт, скажите,
Ответьте хотя бы письмом,
Затем как друзья приходите
Пить чай в мой безрадостный дом.

Каждый год выходит новый альманах. После «Чуда в пустыне» должна была появиться «Смутная алчба». Увы … Кроме названия да опубликованного в журнале «Театр и кино» портрета Сторицына работы Фазини (с подписью «Из книги “Смутная алчба”») ничего больше не было.
В октябре 1917 Сторицын уезжает в Петроград. Наверное, организовывать революцию. По крайней мере, весной 1918-го в газете «Яблочко» Фазини опубликовал стихи:

На солнце обмотки,
На Сторицына шины,
А стихи его в топку
Бронебойной машины.
Полюбуйтесь, граждане,
Петр и революция.
Где же контра, где враг?
С кем драться?

Это, пожалуй, последний «привет из Одессы» и упоминание Сторицына в одесской прессе.
В Петрограде-Ленинграде он писал театральные рецензии, дружил с писателями, художниками, любил быть если и не в центре, то, по крайней мере в курсе всех событий.
Как уверяли современники, именно о нем Маяковский написал стихотворение «Сплетник». История их взаимоотношений довольно запутана. Если до революции Сторицын публиковал отрывки из поэмы Маяковского и щедро ссужал автора деньгами, то после «оказавшись в полном безденежье, стал требовать, чтобы Владимир Владимирович возвратил тысячу рублей, или, кажется, даже больше — сумму, которую одолжил ему еще при старом режиме. Маяковский прислал в конверте тысячу, но дензнаками 1921 года. Купить на них можно было разве что осьмушку махорки»., — вспоминал Борис Семенов.
Ходили слухи, что будто бы в его архиве хранились какие-то рукописи Бабеля. Правда ли? Этого мы никогда не узнаем. Петр Ильич Сторицын умер в первую блокадную зиму. в После смерти Сторицына зимой сорок первого соседи, спасаясь от холода, сожгли в самодельных печурках библиотеку и архив «чудака-поэта. В памяти современников он остался замечательным рассказчиком. И смотрит он на нас с портрета Фазини, и звучат строки Георгия Цагарели:

Как месяц лысый, грузный телом
Он острых сплетен любит зодчество —
Поэт-чудак в костюме белом,
Чей вечный спутник одиночество.


Назад

Афиша. События
ОТКРЫТИЕ СЕДЬМОГО МЕЖДУНАРОДНОГО АРТ-ФЕСТИВАЛЯ «ПРОВИНЦИЯ У МОРЯ – 2017»

25 августа в Золотом зале Одесского литературного музея (ул. Ланжероновская, ...
Выставка заслуженного художника Украины Николая Вылкуна

30 августа в 16:00 в музее А. С. ...
Виставка до 120-річчя виступів Соломії Крушельницької в Одесі «На вершині світової слави»

23 серпня о 15.00 в музеї відкриється виставка матеріалів з ...
Презентация книги Светланы Кузнецовой «Константин Паустовский. Искусство видеть мир»

10 августа в 15:00 в Золотом зале ОЛМ состоится презентация ...
Выставка живописи и графики Николая Ворохты «Исповедь»

27 июля в 15:00 в галерее ОЛМ откроется ...
Выставка иллюстраций «Черноморское солнце»

Мемориальный музей К. Г. Паустовского ко Дню памяти писателя открывает ...
Литературный флешмоб «Одесса читает. Одессу читают.»

12 июля в ...
Творческий вечер поэтессы Ирины Сапир

4 июля в 15:00 в  мемориальном музее А. С. Пушкина ...
-Гостевая книга
В публикации \"Генриетта\"прочитала о том, что раньше выходили материалы о ...
Автор: Татьяна

Place3D - профессиональное создание 3D туров и 360 виртуальных панорам. ...
Автор: Sergey

Доброго дня! Підкажіть, будь-ласка, чи є у фондах музею видання ...
Автор: Ольга

Виртуальные туры
«Photo3d»
ОДЕССКИИЙи
ЛИТЕРАТУРНЫЙ
МУЗЕЙ