Непревзойдённый Панас Саксаганский

Непревзойдённый Панас Саксаганский

Саксаганский Панас Карпович (1859-1940) – выдающийся украинский актёр, автор мемуаров о театре корифеев, младший брат Тобилевичей. Родился 15 мая 1859 года в селе Каменно-Костоватом на Херсонщине. В 1877 году окончил Елисаветградское реальное училище. Затем поступил в Одесское артиллерийское училище.

На первых гастролях в Одессе в 1883 году только что созданной украинской труппы под руководством М.П. Старицкого и М.Л. Кропивницкого Саксаганский был благодарным зрителем, с восторгом воспринимал он игру своих братьев и в скором времени принял решение присоединиться к ним. София Тобилевич вспоминала: «…мы попрощались с гостеприимным городом Одессой и, полные прекрасных впечатлений от бурных оваций, выехали в Николаев. […]

Там же, в Николаеве, в нашу труппу вступил Панас Карпович Саксаганский, который позже стал украшением украинского театра. Он решил оставить свою службу в армии и пойти на сцену, тем более, что во время своего пребывания в Одессе имел возможность убедиться, как серьёзно относился к театральному искусству руководитель нашей труппы Старицкий. Ещё с юности душа молодого Панаса Карповича была влюблена в театральное искусство» (С. Тобилевич «Мои тропы и встречи»).

С тех пор всю свою жизнь Панас Саксаганский, как и его братья, посвятил служению украинской сцене. Вместе с братьями Иваном, Николаем и Панасом самоотверженно служила украинской сцене их сестра Мария Карповна Садовская-Барилотти (1885-1891).

Следует отметить, что Одесса для корифеев украинской труппы стала, в том числе, городом, в котором у них была возможность видеть игру иностранных труп, общаться с иностранными актёрами, приобретать актерский опыт. Панас Саксаганский вспоминал о своих впечатлениях от игры немецкого актёра Е. Поссарта и о том влиянии, которое оказал на него этот выдающийся талант. Созерцая его игру в ролях короля Лира, Отелло, Натана Мудрого, Панас Саксаганский пришёл к выводу, что актёрское искусство – это прежде всего умение перевоплощаться, попытки приблизиться к гармонии, совершенству, что «артист не только должен любить искусство, но и все время изучать его и овладевать им, потому что оно не стоит на месте, а течёт, как и вся жизнь человеческая, и меняется, как меняется всё живое. Нет ему ни конца, ни края» (П.К. Саксаганский «По пути жизни»).

В 1913 году гастроли Панаса Саксаганского в Одессе пришлись на юбилей его тридцатилетней театральной деятельности. Однако актёр отличался чрезвычайной скромностью, был активным противником рекламной шумихи и отказался от шумных торжеств. И всё же он не остался в долгу перед зрителями, подарил одесситам волшебные вечера-встречи, на которых сыграл лучшие свои роли, которые играл на сцене в течение тридцати лет. Некоторые роли уже не подходили ему по возрасту, но на это никто не обращал внимания, столько в его игре было удивительной лёгкости, куража. Каждый вечер на сцене вершилось чудо – на подмостки выходил Мастер. Торжествовал автор своих ролей, за каждой из которых стоял выстраданный макрокосм, собственное мировоззрение, жизненный опыт.

Творческая манера Саксаганского характеризовалась мягкостью, лиризмом, яркостью создаваемых актёром образов, естественности и мастерства перевоплощения. Пробовал он себя и как драматург. В 1914 году в Киеве издал комедийную миниатюру «Шантрапа».

С Одессой связано утверждение в украинском театре традиций украинских корифеев, их славы, популярности.

 

Галина Закипна

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован.