Приглашаем на выставку работ современного украинского художника Стаса Жалобнюка
ИЗЛУЧЕНИЕ ИЗ ЧЕРНОГО МОРЯ от СТАСА ЖАЛОБНЮКА
Стасу Жалобнюку удалось сразу заявить о себе, громко и внятно. Уже его первая персональная выставка свидетельствовала о незаурядных художественных способностях и умениях: это была большая экспозиция в помещении столь же большой по размеру «Морской галереи» (непосредственно в Одесском порту). Выставка свидетельствовала: в городе Одессе появился настоящий мастер.
На самом деле, «Излучение» – это не выставка, а проект. Настоящий, потому что имеет четыре составляющие, четыре темы, по сути объединенные одной, – и это война. Настоящая ВОЙНА! В XXI веке! Дикая и страшная, ещё и поблизости нашего Чёрного моря, the Вlack Sea War. Возникает вопрос: что должен или может делать творец во время войны, тем более войны новейшей, «бесконтактной»? То есть солдат только видит в тепловизоре, издалека, свою цель. Хм, тогда дома и люди оказываются какими-то схематическими изображениями; хотя люди благодаря своей «теплоте» в приёмнике выглядят как некое «излучение».
Надо отметить, что Стас Жалобнюк по сути своей настоящий ХУДОЖНИК, более того, известный живописец, который принимал участие во всеукраинских выставках в Ивано-Франковске, Хмельницком, Львове, Харькове, Киеве и других городах. Он способен создать собственное высказывание, которое и выделило его из широкого круга известных художников. Понятно, что у него были выставки и за рубежом. А потом, в подтверждение, ещё и дважды в «Украинском доме» в Киеве, на Крещатике, где у него уже тогда были ПРОЕКТЫ, а не просто выставление произведений живописи! Они становились высказываниями, к тому же включали в себя многое кроме полотен, тяготели к настоящим инсталляциям.
То есть у Стаса Жалобнюка ЕСТЬ имя! Его выставки вызывают неподдельный интерес, потому что там присутствует ИДЕЯ и его собственное мнение. Как человек, способный переживать глубоко, художник даже страдает, потому что художник фактически не может кардинально изменить ситуацию… или всё же на что-то способен? И хотя признает, что в идее об искусстве, которое способно что-то изменить, есть что-то нереальное, даже патологическое… или всё-таки может влиять, потому что «работает» не текстуально, а «картинками», образами, которые, как известно, проникают глубже в человеческое нутро и живут там дольше. Более того, способны «прорастать».
Он воспринимает своё местоположение в мире как Одиссей из Илиады, который выбрал это место как «своё», поэтому «у него болит». Поэтому на его собственном изображении он держится за склоненную голову, но там уже есть ПРИЦЕЛ!
Эти прицелы также находятся на большинстве его картин.
Это живопись (акрил, масло), но на картоне, довольно большого размера, там присутствует какое-то однообразие, как будто в какой-то компьютерной игре. Как получилось, что художник супер-класса отказался от собственного мастерства и перешёл к подобному схематизму? Стас объясняет: «Не понимаю, как это – «не волноваться», ведь я действительно являюсь нервным человеком, а не просто там «художником», мне не удаётся скрывать свои переживания. Быть человеком, пытающимся их скрыть, – это лгать. К тому же «красивые» смыслы, изображения не работают в это время. Признаю, колористика достаточно однообразна, но ПРИЦЕЛ делает полотна ещё более механистическими. Как будто всё происходит в компьютерной игре: прицелился и уничтожил, и так далее…».
В триптихе ПРОМЗОНА доминирует коричневое, не только как остатки уничтоженных танков, но также как производственных станков.
Что касается доминирования серого в изображении нашего ЧЁРНОГО МОРЯ, там заложена и опасность. Как естественная, потому что у нас присутствует сероводород, так и от подлодок и круглых, огромных мин.
Короткие надписи вроде бы направляют зрителя, но «Т» – это прицел, всюду. Он направлен на всё. Особенно если на человека – тебя видят, потому что когда ты тёплый = живой. Это бесконтактная война ХХІ века… Откуда и пошла тема «разорванного, выкрученного тела», где ты не личность, а только тело. Нет, там не намёк на порно, но на пытку – «выкрученность».
Автор пытается объяснить, что отказался от настоящей колористики, потому что, по его мнению, она мешает «ПРОБИТЬСЯ» к осознанию всего этого, что здесь, в Украине, происходит. Она присутствует в «кишечных» практически анатомических работах, где доминирует оранжевый цвет. «Да, – подтверждает художник, – изорванное тело не приспособлено для интерьера, этим нельзя украсить жилье/жизнь».
Оттуда переход к теме хлеба, потому что хлеб, по мнению автора, равен телу, «потому что Украина является житницей, и когда воруют или уничтожают хлеб, воруют тело». Обратите внимание на украинское «жить» – житница – жизнь. Тогда становится ещё более понятным использование темы ХЛЕБА. Кстати, активные боевые действия у наших соляных рудников в Соледаре: враг уничтожает нашу украинскую традицию заходить в чей-то дом обязательно с хлебом и солью, или радостно встречать = «с хлебом и солью».
Почти раздражают вписанные в живопись открытые проклятия в адрес россиян, уж очень откровенно, но, возможно, так и надо?!
Особенно после знакомства с циклом STOP GENOCIDE…
Ute Kilter