Выставка посвящена 130-летию со дня рождения Ильи Эренбурга – писателя, поэта, журналиста, переводчика и общественного деятеля.
Илью Григорьевича Эренбурга (26.01.1891-31.08.1967) можно смело назвать одной из самых ярких и противоречивых личностей своего времени. Гражданин СССР и эмигрант. Нонконформист и лауреат Сталинских премий. Человек, предсказавший Вторую мировую войну и Холокост, ярый антифашист, азартный путешественник, автор крылатой фразы «Увидеть Париж и умереть». Писатель, давший название целой эпохе – хрущёвской «Оттепели». Жизнь сводила его с В. Лениным, М. Горьким, Л. Троцким, Э. Хемингуэем, Н. Бухариным, Е. Замятиным, А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Эйнштейном, Жолио-Кюри, А. Модильяни, И. Бабелем, А. Толстым, М. Волошиным, К. Симоновым и многими другими. Он был всегда лохмат, не расставался с любимой трубкой, а его портреты охотно рисовали многие художники, в том числе и Пикассо.
«Эренбург – явление большее, чем писатель, – говорил о нём Константин Паустовский, – Он не только блистательный писатель по призванию, не только поэт, журналист, оратор и трибун, но ещё и стойкий борец за мир и самоотверженный защитник культуры…».
Илья родился в Киеве 26-го (по старому стилю – 14-го) января 1891 года. В 1895 году семья переехала в Москву. С 1901 года учился в 1-й Московской гимназии вместе с Н.И. Бухариным – революционером и будущим партийным деятелем, откуда был исключён из шестого класса за революционную деятельность. В январе 1908 года был арестован, а после освобождения эмигрировал во Францию. В Париже занимался литературной деятельностью, вращался в кругу художников-модернистов. 8 января 1910 года в журнале «Северные зори» было впервые опубликовано его стихотворение «Я шёл к тебе», а с 1910 по 1914 год вышло пять сборников стихов и книга переводов Ф. Вийона. С 1914 года работал корреспондентом российских газет.
В 1917 году Эренбург вернулся в Россию. Октябрьского переворота он не принял, откликнувшись книгой стихотворений «Молитва о России» (1918 г.). А в 1920 году был арестован советскими властями, но вскоре освобождён благодаря вмешательству Н. Бухарина, после чего вместе с женой снова уехал во Францию, сохранив при этом советское гражданство. Там он пишет философско-сатирический роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников», главный герой которого – циник и Великий провокатор, стал прародителем многих героев-жуликов советских плутовских романов XX века. Роман принёс ему мировую известность и, как оказалось, содержал ряд весьма точных пророчеств о будущем Европы.
Высланный из Франции за просоветскую пропаганду, писатель переехал в Берлин. Там он сотрудничал в «Новой русской книге», вместе с Л. Лисицким издавал конструктивистский журнал «Вещь». В 1922 году вышел сборник стихов «Опустошающая любовь», в 1923 году – сборник рассказов «Тринадцать трубок» и роман «Трест Д. Е.». Всего в период с 1921 по 1924 г. было опубликовано около двух десятков книг – стихов и прозы.
Но человек, придумавший фразу «Увидеть Париж и умереть», не мог туда не вернуться. Это удаётся ему в 1924 году, но прежде Эренбург совершает поездку в СССР. Побывав в нескольких городах, в том числе в Киеве и Одессе, он возвращается в Париж, полный впечатлений об уверенно идущей путём социализма родине. В 1925 году в Париже выходит скандально известный авантюрный роман об октябрьской революции «Рвач», запрещённый советской цензурой как контрреволюционный вплоть до 60-тых годов, в 1927 – «В Проточном переулке», в 1928 – «Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца».
Эренбург сотрудничает с советской печатью: с 1932 года становится корреспондентом «Известий», публикуется под псевдонимом «Поль Жослен» и продолжает путешествовать по странам Европы. Кроме того, неутомимый писатель увлекается искусством фотографии – в 1933 году в издательстве «Изогиз» выходит фотоальбом «Мой Париж». В 1934 году Эренбург участвует в Первом съезде советских писателей в Москве.
После прихода Гитлера к власти Илья Григорьевич становится одним из лидеров антинацистской пропаганды. Во время гражданской войны в Испании 1936-1939 годов работает военным корреспондентом «Известий», выступая как эссеист, прозаик и поэт.
29 июля 1940 года писатель с женой вернулся в СССР, где написал и опубликовал роман «Падение Парижа» (1941) о политических, нравственных и исторических причинах разгрома Франции Германией во Второй мировой войне.
Во время войны был корреспондентом газеты «Красная звезда». Широкую известность на фронте приобрели его антифашистские статьи и стихи, в которых он призывал бойцов дать захватчикам самый жёсткий отпор. Газеты со статьями Эренбурга солдаты не пускали на самокрутки, а Гитлер лично распорядился поймать и повесить Эренбурга, объявив его злейшим врагом Германии. Значительная часть этих статей собраны в трёхтомнике публицистики «Война».
В 1942 году писатель вошёл в Еврейский антифашистский комитет и совместно с писателем Василием Гроссманом работал над созданием документальной книги о Холокосте – «Чёрная книга» (1946 г.).
Период послевоенного творчества открывает «Буря» (1947) – масштабный роман-эпопея о событиях Второй Мировой войны. После смерти Сталина Эренбург пишет повесть «Оттепель», давшую название целой эпохе советской истории и сформировавший поколение писателей-шестидесятников. В 1958 году вышли «Французские тетради» – эссе о французской литературе, а в 1961-1967 – наиболее значимое и резонансное произведение – мемуары «Люди, годы, жизнь», в котором писатель осмысляет то непростое время, в котором ему довелось жить и тех выдающихся людей, которых ему довелось знать. Наследие некоторых из них он буквально вернул из небытия. Так Эренбург вернул нам имена великих классиков – М. Цветаевой, О. Мандельштама, И. Бабеля.
Умер Илья Григорьевич Эренбург после долгой болезни 31 августа 1967 года. Проводить писателя в его последнее путешествие пришло около 15 000 человек.
Было в жизни мало резеды,
Много крови, пепла и беды.
Я не жалуюсь на свой удел,
Я бы только увидать хотел
День один, обыкновенный день,
Чтобы дерева густая тень
Ничего не значила, темна,
Кроме лета, тишины и сна.
И. Эренбург. 1943 г.
ИЛЬЯ ЭРЕНБУРГ
ОТРЫВОК ИЗ РОМАНА «РВАЧ»
Одесские развлечения героя
Путаница, великолепная путаница, бережно выращиваемая в кабинетах авторов трагических новелл или игривых водевилей, сколько она требует натянутых встреч, перевранных адресов, переодеваний! А у нас, в нашей обильной решительно всем стране, путаница валяется под ногами, и какая же первосортная, волосатая, самая что ни на есть натуральная!
Конечно, чтобы ознакомиться с нею, лучше покинуть столицу. В Москве живут люди обтёсанные. Они сразу находят свое место. Нэп так нэп. Их бы и землетрясение не удивило. В бывшей гостинице «Метрополь» помещается 2-й Дом Советов, там коммунистические идеи, скромные биточки, беспрерывные телефонные разговоры. Этого не спутаешь с гостиницей «Эрмитаж», бывшей и сущей, где останавливаются нэпманы и где нет никаких идей, только продукты винтреста и расстегаи. Москвичи знают, кому сказать «товарищ», кому «гражданин», а кому ещё что.
Чтобы отыскать путаницу, следует уехать куда-нибудь подальше, хотя бы в облюбованную нашим героем Одессу. Там этого товара сколько угодно. Сразу же на вокзале вы услышите нищенок, путающих упразднённого «господина» с «товарищем» и «гражданина» с «барином». Улицы все переименованы, некоторые даже дважды, так что, разыскивая приятеля-одессита, вы проблуждаете немало. Где кончается общежитие и где начинается гостиница, этого уж никто вам не скажет. Окажется у вас мало денег, вы попадёте в финотдел. С червонцами приедете, чего доброго, попадёте в Гепеу. Совершенно неожиданно у вас спросят на улице, занимаетесь ли вы производительным трудом. Но это не мешает всем спекулянтам «Пале-Рояля» состоять в различных профсоюзах. Молодые поэты следят за тем, чтобы цензура была построже. В угрозыске сотрудничают некоторые граждане, разыскиваемые угрозыском. Если вы попросите в ресторане бифштекс, вам обязательно дадут кефаль по-гречески. Если же, показав на стилизованный славянский лик, украшающий собою одну из площадей, вы полюбопытствуете, что это за удельный князь, вам ответят: «Карл Маркс».
Оставьте отзыв