Let everything happen to you
Beauty and terror
Just keep going
No feeling is final
Rainer Maria Rilke
В 1986 году вышел фильм «Имя роза», который был воплощён как экранизация романа Умберто Эко «Имя розы». Бесспорно, средневековая детективная история в фильме увлекательна, не говоря об оригинальном произведении. Умберто Эко сумел создать такую подробную и детальную архитектонику произведения, описывающего вымышленные события XIV века, поскольку он является не только писателем, но и довольно известным теоретиком культуры, философом и, что в данном случае важно – медиевистом.
Философ родился в 1932. Его ранние академические работы были связаны с медиевистикой и первая их них «Sviluppo dell’estetica medievale» («Эволюция средневековой эстетики») была выпущена в 1959 году.[1] Однако, творческие порывы проявлялись в писателе с самого детства. Как утверждает сам Эко, в возрасте 10 лет он получил первое место за эссе «Чи повинні ми вмерти за славу Муссоліні та безсмертну долю Італії?» в конкурсе Ludi Juveniles. Об этом событии через 54 года (1995 год) Умберто Эко написал для журнала The New York Review of Books. Там было опубликовано небольшое эссе – «Eternal Fascism» («Вечный фашизм»).[2]
И, в сложившихся обстоятельствах, именно это произведение интересует нас больше остальных работ философа. Те, кто смотрели фильм Jojo Rabbit режиссёра Тайка Вайтити помнят, как там было проиллюстрировано увлечение 10-летнего мальчика юнгфольком (Deutsches Jungvolk). Главный герой «Jojo Rabbit» – Йоханнес Бетслер, он же кролик Джоджо, постепенно разочаровался в своих детских фантазиях, связанных с господствующей идеологией нацизма. Приобретая собственный опыт связанный с общением с другими людьми, с кроликом Джоджо произошло то, что можно назвать расколдовываем мира. То есть, главный герой и собственными усилиями, и под влиянием обстоятельств формировал рациональное и критическое отношение к идеологии нацизма, и, вместе с тем, воспитывал в себе гуманистическое отношение к другим людям. Персонаж Йоханнес Бетслер вероятно самую малость похож на 10-летнего Умберто Эко. Эссе «Вечный фашизм» начинается именно с тезисных воспоминаний периода жизни писателя с 10 лет до 13 лет. В 1945 году юный Умберто пришёл к выводу, что «…свобода промов означає вивільнення від риторики».[3]
Постепенно философ переходит к обзору специфики итальянского фашизма и анализу того, что он назвал ур-фашизмом, или же вечным фашизмом. Всего признаков ур-фашизма 14. В этой статье мы не будет их пересказывать, но можем порекомендовать самостоятельно прочитать эссе на английском – https://www.nybooks.com/articles/1995/06/22/ur-fascism/ или в переводе на украинский Елены Погребняк – https://www.historians.in.ua/index.php/en/statti/525-umberto-eko-ur-fashyzm.
Важно знать и помнить, что любой из этих признаков плотно укреплённый в структуре общества и политическом нарративе влияет на то, что в социуме начинает «…згущуватися фашизм».[4]
___________________
[1] Umberto Eco Monoskop [Electronic resource]. / Umberto Eco – Access mode: https://monoskop.org/Umberto_Eco
[2] Umberto Eco Ur-Fascism [Electronic resource]. / Umberto Eco – Access mode: https://www.nybooks.com/articles/1995/06/22/ur-fascism/
[3] Умберто Еко. Ур-фашизм // Сучасність. 1996. № 5. С.43 – 51. [Электронний ресурс] / Умберто Еко. – Режим доступа: https://www.historians.in.ua/index.php/en/ statti/525-umberto-eko-ur-fashyzm
[4] Умберто Еко. Ур-фашизм // Сучасність. 1996. № 5. С.43 – 51. [Электронний ресурс] / Умберто Еко. – Режим доступа: https://www.historians.in.ua/index.php/en/ statti/525-umberto-eko-ur-fashyzm
Свирская Екатерина
Оставьте отзыв