Листая старые газеты, хранящееся в фондах Одесского литературного музея, можно найти много интересного, тем более, если речь идёт о газете «Моряк», имеющей прочную связь с литературной историей Одессы.
В начале 20-х годов 20-го века в её редакции увлечённо работал К. Паустовский, публиковались произведения Ю. Олеши, В. Катаева, Э. Багрицкого, И. Бабеля. Со временем, газета утратила литературный блеск, и лишь иногда вспоминала о своей славной истории. А с 1977года – года основания Одесского государственного литературного музея, в газете стали появляться статьи нашего сотрудника – Александра Розенбойма, публиковавшегося под псевдонимом Р. Александров.
Предлагаем вашему вниманию одну из таких статей.
«Бандероль из Одессы»
Музейные экспонаты… На стендах и витринах они представлены лаконичными подписями и нередко отделены от нас стеклом. Но за каждым из них — история, время, события, люди. Сегодня мы рассказываем об одном из экспонатов, поступившем в создаваемый фонд нового Одесского государственного литературного музея.
Зимой 1966 года Вера Михайловна Инбер получила бандероль, содержимое которой поначалу даже обескуражило её, – «История водоснабжения Одессы». Никогда ещё не присылали ей подобные книги. Но оказалось, что в строгий технический текст были вмонтированы строки из давней её повести «Место под солнцем».
Она написала её ещё в 1928 году, и многие люди, выведенные в повести, уже «прошли и скрылись, как будто их ноги никогда не топтали легкие седые травы у дороги». Но автору они до сих пор были дороги – «командир продовольственного фронта» непримиримый Шуляк, сотрудница одесской ЧК стремительная и прекрасная товарищ Клавдия и даже безвестный матрос с «Алмаза», который именем революции хотел спасти книги: «Александра Пушкина — не жечь, Николая Гоголя — не жечь, Михаила Лермонтова — не жечь тоже!». Сейчас уже трудно представить и больно вспоминать то время жестокого топливного голода, когда в «буржуйках» приходилось сжигать все, что только могло гореть, — старые газеты, распиленные стулья, сухие щепки акации, а порой и книги. И если эти ухищрения, пусть в малой степени, но выручали одесситов, то промышленности и транспорту требовалось полноценное топливо. Без него леденели паровозы, останавливались заводы, замирали у причалов пароходы, затихали типографии, едва дышала водокачка в Беляевке, которая снабжала, вернее, должна была снабжать, город водой.
«Воду приходилось носить из других, более низких частей города, — писала В. Инбер, — там, в чужих дворах, в чужих подвалах, в темноте у крана выстраивалась очередь: ведро наполнялось десять минут». А потом по отполированным ледяным норд-остом спускам бережно несли эти вёдра, где в чёрной дымящейся воде болтались куски фанеры, брошенные туда, чтобы не расплескать ни капли драгоценной влаги. Да и сами вёдра, паянные-перепаянные бродячими одесскими жестянщиками, представляли тогда исключительную ценность. К. Паустовский вспоминал, как «поэтесса Вера Инбер ходила за водой с большой стеклянной вазой для цветов…»
В город подавали воду по так называемой «голодной норме», потому что в котлах на водокачке вместо угля и дров сжигали камыш из днестровских плавней, а много ли энергии могли дать эти иссеченные ливнями и размочаленные всеми степными ветрами стебли?
Положение становилось критическим, и тогда было принято решение о строительстве узкоколейной железной ветки от станции Выгода для подвоза топлива к водокачке Беляевки. Сколько таких «топливных» узкоколеек было построено в те холодные годы! Пусть вспомнит читатель страницы бессмертного романа Н. Островского «Как закалялась сталь», посвящённые эпопее строительства в Боярке.
Линия Выгода – Беляевка была построена за несколько месяцев, и тогда, как писала В. Инбер, «однажды ночью у нас пошла вода. Мы долго лежали в темноте, слушая, как нежно, словно неопытный соловей, защебетал маленький кран над раковиной…». К. Паустовский как-то написал, что «у каждого из нас ассоциации связаны с его жизнью, биографией, его воспоминаниями». Когда через много лет после событий, описанных в «Место под солнцем», зимой 1942 года в осаждённом Ленинграде В. Инбер создавала знаменитую свою поэму «Пулковский меридиан», она вспоминала и мечтала о том, как «кран, с его металла белизной забулькает, как соловей весной». Ассоциация повторилась, образ вернулся – видать тугим оказался узелок на суровой нити её одесских воспоминаний.
Веры Михайловны Инбер, к сожалению, уже нет среди нас, как нет и автора «Истории водоснабжения Одессы» доцента Г.М. Басса. Но письмо В. Инбер, посланное в ответ на бандероль из Одессы, сохранилось.
«Я больна и прочесть Вашу книгу не смогла, — писала она, — но по моей просьбе мне прочли те места, где Вами приведены мои высказывания о воде. И хотя они взяты из художественного произведения, ОНИ ВСЕ ПРАВДИВЫ».
Так, без ложной скромности написала на склоне лет о своём произведении В. Инбер, наша землячка, писательница, которая все силы и всё мастерство отдала советской литературе.
Р. АЛЕКСАНДРОВ
старший научный сотрудник
Одесского государственного
литературного музея.
Газета «Моряк» №17, 1978 год.
Кларисса Ярошевич
Оставьте отзыв