Константин Мочульский – известный литературный критик и литературовед. При жизни он был известен прежде всего за границей.
Мочульский принадлежал к многочисленной плеяде интеллигентов-эмигрантов, которым не нашлось места на родине после революции. Итальянский литературовед Луиджи Магаротто поэтически сравнил Мочульского и его окружение с евреями в 1492 году из Испании и переселившимися в Салоники. На протяжении долгого времени изгнанники мечтали вернуться на родину и даже передавали из поколения в поколение ключи от конфискованных в Испании домов. Для Мочульского таким ключом стала литература. Он стремился передать знания о ней для своих потомков: и для тех, которые остались за границей, и для тех, кто жил на родине.
Родился Константин Васильевич Мочульский в 1892 году в Одессе в очень интеллигентной семье. Его отец, Василий Николаевич Мочульский, был профессором историко-филологического факультета Новороссийского университета и занимался древнерусской литературой. Несомненно, отец поспособствовал любви сына к литературе, которая стала занятием Константина на всю жизнь. В 1910 году Константин Мочульский окончил Вторую гимназию и поступил на романо-германское отделение филологического факультета в Петербургском университете. Тогда факультет был центром литературной жизни в стране. Там преподавали знаменитые преподаватели: А. Шахматов, Ф. Зелинский, С. Платонов, а кроме того, студенты могли слушать выступления самых знаменитых писателей и поэтов своего времени.
В 1914 году, после окончания учёбы, Константин Мочульский был оставлен при университете. Он готовил себя к преподавательской стезе. Но судьба распорядилась по-другому, и после революции Мочульскому пришлось покинуть Петербург. Некоторое время Мочульский провёл в городе своей юности – Одессе. Здесь он недолгое время вёл литературный отдел в газете «Одесский листок». В 1919 году Константин Мочульский эмигрировал за границу. На первое время он осел в столице Болгарии – Софии, читал лекции в Софийском университете. А в 1922 году Мочульский переехал в Париж. В Париже Константин Мочульский получил должность профессора при русском отделении в Сорбонне. Вместе с этим он регулярно печатается в различных эмигрантских изданиях – в «Звене», «Современных записках», «Последних новостях», «Днях», «Окне». «Звено» занимает особое место в биографии Мочульского – в этой газете он опубликовал большинство своих критических статей.
В конце 20-х годов с Мочульским случается душевный перелом. Он перестаёт публиковать рецензии и критические статьи на современных ему писателей и поэтов. Вместо этого Мочульский углубляется в изучение творчества писателей XIX века. Одновременно с этим он сближается с религией, и в 1935 году даже становится одним из руководителей христианско-демократического объединения «Православное дело». Смена мировоззрения отразилась и на исследованиях Мочульского. Вместо статей он теперь пишет биографические исследования, посвящённые творчеству и духовному пути писателей. При этом Константин Васильевич ставил себе за цель не только сохранение родной культуры, но и её популяризацию среди иностранцев. Он много писал на французском языке, а также переводил на французский язык свои собственные работы.
Вершиной Мочульского-литературоведа стала книга «Великие русские писатели XIX века» (1939). В ней рассказывается о 5 писателях: Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Достоевском и Толстом. В определённом смысле эту книгу можно назвать творчеством. Рассказы Мочульского о писателях – это не сухие биографические заметки. Это эссе, в которых критик по-своему осмысливает творческий путь каждого из писателей и оценивает вклад каждого из них в русскую литературу. Несомненно, не со всеми утверждениями автора можно согласиться. Особенно спорными выглядят некоторые утверждения о личных убеждениях писателей. Так, например, Толстого Мочульский вообще считал буддистом. Но в целом великолепный стиль описания, неравнодушие автора и цельность рассказа заставляют прочитать книгу на одном дыхании.
Во время оккупации нацистами Парижа многие друзья и единомышленники Мочульского были арестованы, а сам он не был арестован лишь по непонятному стечению обстоятельств. Но и без того Константин Васильевич провёл эти годы в ужасно холодной и бедной квартире, заболел туберкулёзом. В этот тяжелый период жизни его любимым писателем стал Достоевский. После окончания войны, в 1947 году, вышла двухтомная книга Мочульского «Достоевский. Жизнь и творчество», которая сразу же стала популярной и была переведена на несколько языков. Увы, самому автору не довелось увидеть успех этой книги. 21 марта 1948 года Константин Васильевич Мочульский умер из-за болезней, пошатнувших его здоровье во время войны. Посмертно вышли ещё 3 книги Мочульского о поэтах-символистах: «Александр Блок», «Андрей Белый» и «Валерий Брюсов».
Общеизвестно, что Достоевский – самый популярный русский писатель за рубежом. Иностранцы даже иногда называют русский язык «языком Достоевского». Вполне вероятно, что большая заслуга в популяризации этого писателя за границей принадлежит именно Константину Мочульскому, уроженцу Одессы.
Михаил Самофатов
Оставьте отзыв