В этом году 21 августа исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося писателя периода Серебряного века русской литературы Леонида Андреева. Творческие поиски Андреева Леонида Николаевича (1871-1919) были сложны и во многом определились противоречиями духовной жизни России начала XX века.
Л. Андрееву довелось жить и писать свои произведения в одну эпоху с поэтами «серебряного века». И голос писателя не потерялся в этом блистательном созвездии имен. Выдающиеся современники признавали, что Л. Андреев выработал и предлагал свои ответы на вечные вопросы о цели и смысле жизни, о роковой тайне смерти. А. Блок писал, что Л. Андреев ставил эти «проклятые» вопросы «от самой глубины своей, неотступно и бессознательно». Он, как и поэты-современники, вопрошал старое общество от имени молодой России начала XX века.
В ОЛМ экспонируются ценнейшие оригинальные материалы: подлинные фотографии писателя разных лет, одна из которых с дарственной надписью Л. Андреева одесскому литератору С. Юшкевичу, и коллекция его книг. Это и ранние рассказы, созданные под влиянием его участия в горьковском «Знании», и произведения 1905-1907 гг.: «Так было», «Сашка Жиганов», пьесы: «Царь-голод», «Реквием» и последнее произведение – роман «Дневник Сатаны».
В одной из витрин находится произведение, выходящее на одесскую линию повествования, «Рассказ о семи повешенных», вышедший в альманахе «Шиповник» в 1908 г. В основу рассказа положен факт казни террористов, покушавшихся на жизнь князя Николая и министра юстиции И. Щегловитова. Прототипом одного из главных героев рассказа Вернера был человек, хорошо известный писателю – Всеволод Владимирович Лебединцев. Родился и вырос Лебединцев в Одессе, в семье члена одесской судебной палаты, окончил Новороссийский университет. Образ Вернера в «Рассказе о семи повешенных» создан, можно сказать, с натуры и подтверждает документальность, а в большей степени и достоверность прозы Леонида Андреева.
В феврале 1902 г., совершая свадебное путешествие, Андреев с женой Александрой Михайловной на 3 дня заехал в Одессу и остановился в гостинице «Лондон», что на Николаевском бульваре. В ОЛМ экспонируется оригинальная фотография Александры Михайловны Велигорской и очерк «На юге», написанный по одесским впечатлениям писателя.
Кратковременным было пребывание Л. Андреева в Одессе – всего лишь небольшой эпизод в его биографии. Однако от него потянулись нити, на многие годы связавшие его с одесской прессой и одесскими издательствами.
В 1903 г. в Одессе был выпущен сборник произведений Л. Андреева и И. Бунина «Восходящие звёзды» с портретами писателей на обложке. Восходящие звезды – Л. Андреев и И. Бунин – восходящие таланты с надеждами молодости и верой в себя…
Спустя годы Л. Андреев, один из самых трагических художников начала века, выскажет надежду о «новом, величественном здании» дома России, где «народ сумеет своё стремление к свободе заключить в более разумные формы…».
Время распорядилось иначе: «невиданные мятежи» разрывали Россию. Поколению начала века суждено было пройти через боль, кровь и мучительную необходимость выбора пути. Навсегда покидая Родину, Иван Алексеевич Бунин вписал в одесскую главу дневника «Окаянные дни» горькие слова: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…» (22 апреля 1919 г.).
Анна Божко
Оставьте отзыв