ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ ПИСАТЕЛЕЙ В ЭКСПОЗИЦИИ ОДЕССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ

ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ ПИСАТЕЛЕЙ В ЭКСПОЗИЦИИ ОДЕССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ

Одесский литературный музей был основан по постановлению Совета Министров Украины 1977 года. Для музея был отведён дворец князей Гагариных, памятник архитектуры, спроектированный архитектором Людвигом Оттоном. Основателем и первым директором литературного музея стал писатель и библиофил Никита Алексеевич Брыгин.

Особенностью создания музея было то, что он создавался с нуля. Одновременно шло формирование фондов, установление контактов с писателями или их наследниками, написание структуры и тематико-экспозиционного плана, работа над созданием экспозиции, параллельно шли ремонтные работы во дворце, построенном в пятидесятых годах ХIХ столетия. Художественное решение экспозиции – результат совместной работы научного коллектива и коллектива художников-дизайнеров, который возглавил заслуженный деятель искусств Украины, художник-монументалист Анатолий Васильевич Гайдамака. В 1984 году Одесский литературный музей был открыт. [3, с. 4]

История создания Одесского литературного музея довольно интересная. Своим основанием музей обязан журналисту и библиофилу Никите Алексеевичу Брыгину (1927-1985), он же стал и первым директором музея. Это был человек с уникальными способностями. Не имея никаких экспонатов на руках, а только идею создания литературного музея, он сумел убедить власти в том, что в городе, богатом литературной жизнью, должен существовать музей. Более восьмидесяти тысяч экспонатов, которые на сегодняшний день хранятся в фондах музея, является тому подтверждением.

Дом, в котором сейчас находится музей, местные власти планировали отдать под административные помещения одесской таможни. Никите Брыгину удалось убедить, что именно дворец князей Гагариных – идеальное место для музея.

Дворец князей Гагариных был построен в середине XIX века одесским архитектором Людвигом Оттоном для князей Гагариных. К сожалению, семья князей Гагариных жила в Одессе не долго, из-за финансовых трудностей Гагарины в начале 1860-х годов навсегда покидают Одессу, а дворец оставляют местной власти. Позже дворец стал своеобразным культурно-просветительским центром Одессы конца XIX – начала XX века – с 1899 года здесь располагалось литературно-артистическое общество, которое организовывало литературно-музыкальные вечера, праздновались юбилеи Пушкина, М. Лермонтова, Т. Шевченко, Л. Толстого, Гоголя и других, здесь выступали М. Заньковецкая, И. Карпенко-Карый, В. Дорошевич, В. Жаботинский, И. Бунин. [3, с. 10]

Литературную жизнь Одессы с первых лет существования города и до наших дней можно проследить по экспозиции музея. Экспозиция музея построена театрально-стилизовано. Каждый уголок экспозиции передает определённую атмосферу того времени, того автора, которому он посвящен. Передать атмосферу помогают древности предметы и личные вещи писателей.

Дополняет экспозицию Александра Пушкина (1799-1837) хрустальный бокал первой четверти XIX века – из дома генерал-лейтенанта Ивана Инзова (1768-1845) в Кишиневе, где жил поэт некоторое время в южной ссылке. И. Инзов был главным попечителем и председателем Комитета иностранных поселенцев южного края России. Бокал и документы И. Инзова находились в коллекции историка Александра Семёновича Коциевского (1930-2007), известного одесского коллекционера. Бокал был подарен музею летом 1979 года. Возможно, с этого бокала пил поэт, но точно об этом уже никто не узнает. [Ил. 1 (Бокал из дома генерал-лейтенанта И. Инзова)]

Экспозиция, посвящённая польскому писателю Адаму Мицкевичу (1798-1855), размещена в книжном шкафу начала XIX века. Этот шкаф из дома польской семьи Шемиотов (семья жила на улице Елизаветинской, 21) где писатель был частым гостем во время своего пребывания в Одессе в 1825 году. Можно с достоверностью сказать, что на полках этого шкафа стояли книги поэта, его рука касалась дверцы шкафа. Книжный шкаф была подарена музею Шаланской (других сведений нет).

Бронзовая чернильница талантливой писательницы Анны Ган-Фадеевой (1814-1842), известной под псевдонимом «Зенаида Р-ва», занимает достойное место на полке. О творчестве писательницы положительно отзывался сам В.Г. Белинський (1811-1848) – известный по тем временам критик. Кстати В. Белинський тоже был в Одессе. Одесские впечатление критика нашли своё отражение в его переписке.

Неоднократно в Одессу приезжал известный писатель и публицист Владимир Галактионович Короленко (1853-1921). В экспозиции рядом с прижизненными изданиями писателя находится пенал для карандашей, принадлежавший семье Короленко. Он деревянный, прямоугольной формы, с двумя отделениями. В фондохранилище музея хранятся ещё некоторые личные вещи В. Короленко, не вошедшие в экспозицию. Это две вилки (примерно 1890 — 1920 гг.) из столового набора семьи Короленко. На древке одной из вилок монограмма «Н.К.» (Наталья Короленко – дочь В.Г. Короленко). В нижней части черенка заводское клеймо с изображением медведя и буквы «Р.М: АSU». Вилки подарила музею София Константиновна — внучка Короленко – в 1978 году. [Ил. 2 (Пенал В.Короленко)].

Обращает на себя внимание в экспозиции ещё одна хрустальная чернильница чечевицеобразной формы, с серебряной крышкой с узорчатым рельефом (825 проба). Чернильница принадлежала талантливому писателю Николаю Георгиевичу Гарину-Михайловскому (1852-1906), детство и юношеские годы которого прошли в Одессе. Чернильница была подарена дочерью Н. Гарина-Михайловского Ольгой Николаевной в 1982 году. [Ил. 3 (Чернильница Н. Гарина-Михайловского)]

В 1982 году музею были подарены некоторые личные вещи (XX век) армянского писателя Аветика Исаакяна (1875-1957). Среди вещей были: карандаш, деревянный мундштук, керамическая пепельница (дно квадратной формы с округлыми краями, бортики фигурные, позолоченные, сине-чёрного цвета), флакон для чернил «Parker Quink» США, керамический кувшин, коробка от сигарет «Ritmeester 20 livarde» Голландия (металлическая, прямоугольный корпус бордового цвета с закругленными краями, на крышке – цветной рисунок: мушкетёр, держащиий под узды лошадь) и чайная ложка Мельхиор. Вещи были подарены внуком писателя Аветиком Вигеновичем Исаакяном.

В 1890-х годах в одесских периодических изданиях работал известный в то время журналист, публицист, театральный критик Влас Михайлович Дорошевич (1865-1922), который привлёк к себе внимание одесситов остроумными фельетонами на местные темы. Экспозицию, посвящённую В. Дорошевич, дополняет бронзовая дверная табличка с гравировкой «Власъ Михайловичъ Дорошевичъ». Табличка висела на дверях петербургской квартиры журналиста по адресу: улица Кирочная 6. Дверная табличка была куплена музеем в 1981 году за 25 рублей у Покровского Владимира Константиновича.

Интерьер «Охотничьего» зала музея украшает мебель из квартиры одесского художника, члена ТЮРХа Евгения Иосифовича Буковецкого (1866-1948) (улица Княжеская (в советское время – Баранова) 27 квартира 17) где бывали художник Пётр Александрович Нилус (1869-1943 ), молодой поэт Валентин Катаев (1897-1986), и почти два года жил будущий Нобелевский лауреат Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Среди мебели:

 

дубовый стул (начало XX века), оформленный растительным орнаментом – закупочная цена 80 рублей; [Ил. 4 (Мебель из квартиры Е. Буковецкого)]

скамья дубовая – закупочная цена 200 рублей;

стол для столовой второй половины XIX века;

стол овальный середины XIX века – закупочная цена 499 рублей;

туалетный столик с зеркалом второй половины XIX века, прямоугольной формы с двумя выдвижными ящиками – закупочная цена 300 рублей;

настенная деревянная книжная полка – закупочная цена 20 рублей;

дорожный сундук на колёсиках – деревянная прямоугольная конструкция обтянута полотном, крышка и стенки обиты планками с заклепками, крышку опоясывают два ремня с пряжками, закрепленными на передней и задней стенках, на боковых стенках ременные ручки – закупочная цена 100 рублей, 50 × 44 × 76; [Ил. 5 (Дорожная сундук)]

часы настольные 90-х годов XIX века, изготовленные в Англии, принадлежавшие И.А. Бунина. Часы были куплены писателем в сентябре 1898 года в Ялте и привезены в Одессу, они стояли в кабинете на улице Херсонской, 44, где И. Бунин жил после женитьбы с Анной Цакни.

 

Все предметы приобретены в Алексеево Веры Митрофановны в 1978 и 1980 годах.

 

Экспозицию украинского писателя Михаила Михайловича Коцюбинского (1864-1913) дополняет кошелёк. Именно этот кошелёк подарил М. Коцюбинский жене своего брата Фомы – А.Я. Коцюбинскому в 1899 году. Кошелёк прямоугольной формы, с металлической обложкой и замком-защёлкой, обтянутый голубовато-зелёным бархатом и декорированный вставками, вышитыми цветными нитками на серебряной канве. Одна вставка – овал, шитьё – венок из роз. Вторая вставка – пятиугольник, шитьё – букет. Вставки окантованы металлическим бортиком. Внутри кошелька три отделения. Кошелёк подарен музею Зоей Фоминичной Коцюбинской-Ефименко в 1979 году.

 

В том же 1979 году Зоя Фоминична подарила ещё два интересных экспоната, связанных с М. Коцюбинским. Это блюдце и чашка из чайного сервиза второй половины XIX века производства Волокитинского завода А.М. Миклашевского – одного из крупнейших предприятий фарфоровой отрасли XIX века. Сервиз был подарен кем-то из потомков владельца завода А.М. Миклашевского (1801-1895) профессору Киевского университета Владимиру Бонифатьевичу Антоновичу (1834-1908), близкому знакомому Коцюбинского. В.Б. Антонович часто бывал в доме Коцюбинских. Блюдце и чашка представляют не только художественную ценность, но и являются произведением искусства. Документ, свидетельствующий об этом – выписка из журнала «Столица и усадьба» от 15 октября 1979, сделанная последним владельцем экспонатов Зоей Фоминичной Коцюбинской-Ефименко.

В 1910-х-20-х годах начинает формироваться известная на весь мир одесская литературная школа. К ней относятся: Исаак Бабель, Валентин Катаев, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, Илья Ильф, Евгений Петров. Именно им обязана Одесса всемирной славой. Экспозиция, посвящённая этим писателям, дополнена их личными вещами.

Например экспозиция Эдуарда Багрицкого (настоящая фамилия Дзюбин) (1895-1934) дополнена его трутовой зажигалкой времён Первой мировой войны. Зажигалка состоит из трутового гнета и металлической части, которую образуют две металлические трубочки. В своё время Э. Багрицкий забыл зажигалку у своего двоюродного брата В.И. Удалова, с которым был в дружеских отношениях. Позже эту зажигалку поэт подарил брату на память, а тот, в свою очередь, подарил её музею в 1979 году.

В экспозиции есть ещё одна личная вещь писателя. Это кресло Эдуарда Багрицкого, которое подарили музею сестры Лидия и Ольга Суок (Лидия Густавовна Суок была женой Э. Багрицкого). Форма кресла простая, оно датируется началом XX века. Особенность кресла заключается в том, что его ножки разной высоты (две из них подпилены). У поэта была астма, и именно в таком кресле ему было удобно сидеть во время приступов болезни. Это кресло из московской квартиры сестёр Суок привёз в Одессу в 1981 году одесский краевед и исследователь Александр Юльевич Розенбойм (1939-2015), который в то время был внештатным сотрудником музея. По преданию, А.Ю. Розенбойм сумел убедить стюардесс в уникальности кресла и вёз его в салоне самолёта, не сдавая в багажное отделение. После этого он не сразу передал кресло в музей, а около полугода держал дома и работал, сидя в нём. [Ил. 6 (Кресло Э.Багрицкий)]

Экспозицию Эдуарда Багрицкого дополняет экспозиция, посвящённая его сыну Всеволоду (1922-1942), который унаследовал поэтический талант отца. Из личных вещей Всеволода Багрицкого представлены карандаш и полевая сумка. По словам сотрудницы Центрального государственного архива литературы и искусств, Ольга Густавовна Олеша (родная сестра жены Э. Багрицкого) завещала сумку Одесскому литературному музею. На сумке след от пули. В 1941 году Всеволод ушёл на фронт, был фронтовым журналистом. Он погиб на Волховском фронте в 1942 году. Пуля прошла сквозь сумку, которая не защитила юношу.

Ужасная участь постигла Исаака Эммануиловича Бабеля (1894-1940). В экспозиции музея очки И. Бабеля и футляр от них, подаренные вдовой писателя Антониной Николаевной Пирожковой (1909-2010) в 1983 году. По её воспоминаниям, когда И. Бабеля в 1939 году арестовывали по обвинению в шпионаже и подготовке покушения на жизнь Сталина, он нервно снял очки и положил их на стол, а потом забыл их одеть. Это подтверждают фотографии. Существует всего лишь два фото, где И. Бабель без очков: первое – детское, второе – в деле НКВД, заведенном на писателя. Когда Антонина Николаевна пыталась передать мужу очки в тюрьму, ей отказали: «Они ему больше не понадобятся». Также А.М. Пирожкова подарила музею ручку Parker И. Бабеля и коробку от сигар.

Из личных вещей украинского поэта Владимира Николаевича Сосюры (1898-1965) в экспозиции представлены ручка и карандаш. По словам двоюродного брата поэта, одессита Бориса Яковлевича Сосюры (1895-1984), именно этим карандашом поэт пользовался во время своего пребывания в Одессе в 1948 году. Подтверждение этому – выцарапанная надпись на ребре карандаша: «В.С. 1948». Карандаш был подарен музею в 1983 году Марией Гавриловной Сосюрой, женой поэта. Ручка хранилась у драматурга и журналиста Александра Петровича Шнайдера (1915-1991), который дружил с поэтом, а в 1990 году подарил её музею.

Не теряют популярности романы «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Их авторы родились в Одессе. Это Илья Ильф (настоящая фамилия Файнзильберг) (1897-1937) и Евгений Петров (настоящая фамилия Катаев, младший брат Валентина Катаева) (1902-1942). Как известно, авторы писали вместе и многие из читателей считали их одним человеком.

Экспозиция Одесского литературного музея, посвящённая писателям, оформлена достаточно своеобразно. Витрины – вроде спинок стульев от того же гарнитура, в котором были спрятаны бриллианты. Здесь же – стул, в котором были найдены драгоценности. А дополняют экспозицию личные вещи И. Ильфа: стеклянная чернильница, часы, фотоаппарат, галстук и кепка.

Достаточно интересным экспонатом является ключ от номера отеля № 318 «Prince Georg Hotel» в Нью-Йорке, где останавливались И. Ильф и Е. Петров в 1936 году. Писатели просто решили оставить ключ себе на память.

Вещи подарены вдовой Ильфа Марией Николаевной Ильф-Тарасенко (1904-1981) и дочерью И. Ильфа Александрой (1935-2013), которая была большим другом Одесского литературного музея и неоднократно посещала его в течение многих лет. [Ил. 7 (Экспозиция посвящена И.Ильфа и Е.Петрова)]

Частым гостем нашего города был Борис Алексеевич Лавренёв (1891-1959) – писатель, драматург, переводчик и художник-любитель. В экспозиции из личных вещей писателя представлены очки, карандаш, кисточки для рисования, акварельные краски, мольберт с морским натюрмортом. Предметы подарены в 1979 и 1982 годах женой Лавренёва Елизаветой Михайловной Гербаневской-Лавренёвой. [Ил. 8 (Мольберт с морским натюрмортом Б. Лавренева)]

Дополняет экспозицию писателя Григория Андреевича Карева (1914-1992) кожаная полевая сумка и морской кортик с поясом (№ 010707). Кортик украшен шестью бронзовыми бляхами со львами. Писатель принимал участие в обороне Одессы в августе-октябре 1941 года. Именно эти события освещены в его романе «Горящий берег» (1966). По его документальной повести «Твой сын, Одесса» создан фильм режиссёра Н. Толмачёва «Мальчика звали капитаном» (1973), который был снят на Одесской киностудии. Личные вещи были подарены владельцем в 1979 году.

В экспозиции, посвящённой Симонову (1915-1979), трубка и ручка. 25 сентября 1941 в одесской областной газете «Черноморская коммуна» было опубликовано стихотворение фронтового журналиста К.М. Симонова «Защитникам Одессы». В те дни К. Симонов был специальным корреспондентом газеты «Красная звезда» и находился в Одессе. Трубку К. Симонов подарил Ивану Васильевичу Зиновьеву, с которым познакомился в военной академии летом 1941 года и затем неоднократно встречался с ним: на Брянском фронте и после окончания войны в 1946 году в Японии. Трубка подарена музею в 1981 году Анной Александровной Зиновьевой. В экспозиции находится ещё одна личная вещь К. Симонова – авторучка, которой он писал до последней минуты своей жизни, и оставил её на больничной койке, идя на последнюю операцию. Это дар музею от сына писателя Алексея Симонова в 1981 году.

В 1978 году, почти сразу после создания Одесского литературного музея, сотруднице М. Полторацкой (1952-2013) удалось установить постоянный контакт с известным французским писателем Жоржом Сименоном (1903-1989), дважды побывавшим в Одессе (1933, 1965). Он послал в музей несколько своих книг и трубку (находится в экспозиции), подобную той, которую курил сам комиссар Мегрэ (главный герой его детективов). В письме от 10 апреля 1978 Жорж Сименон писал сотрудникам музея о том, что с радостью приехал бы снова в цветущую Одессу, но к сожалению врачи запрещают ему путешествовать. Связи с Одесским литературным музеем не прекращались до конца жизни писателя.

Хочу подчеркнуть, что в экспозицию вошли не все экспонаты, а лишь незначительная часть. Большинство находится в хранилищах, ожидая своего исследователя, периодически музей дает возможность увидеть некоторые из них на выставках, посвященных юбилеям писателей.

 

Фонды Одесского литературного музея разнообразны. Прежде всего, это главный фонд хранения – книги, газеты, журналы, рукописи, фотографии, личные вещи писателей. Научно-вспомогательный фонд состоит из произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, предметов быта, поскольку литературная история является неотъемлемой частью культурной. Поэтому личная вещь каждого из писателей не только рассказывает нам о том времени, но эмоционально приближает к нему, передавая неповторимые моменты жизни творческой личности.

________________

Литература:

  1. Дом князя Гагарина: Сб. ст. и публ. — Вып. 1. — Одесса: Афина, 1997. — 240 с.: ил.
  2. Одесский государственный литературный музей: Путеводитель. — Одесса: Маяк, 1986. — 144 с.: ил.
  3. Одесский литературный музей: Путеводитель / А. Яворская и др. Ред. кол. Т. Липтуга и др., — Фото Г. Исаева и др. — Одесса: 2017. -160 с.: ил.
  4. Рассказы о музее: Сб. очерков. — Одесса: ПЛАСКЕ, 2002. — 200 с.: ил.
  5. Рассказы о музее. — Часть II: Сб. очерков: к 35-летию Одесского литературного музея — Одесса: ЗАО «ПЛАСКЕ», 2012. — 288 с.: ил.
  6. Яворская А.Л. Коллекция работ членов и экспонентов Товарищества южнорусских художников в фондах Одесского литературного музея / Вестник Одесского художественного музея: сб. Ст .. Вып. 2. — Одесса, 2015. — С. 42-58.

Оксана Козаченко

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован.