Литературный салон Евдокии Ивановны Голицыной

Литературный салон Евдокии Ивановны Голицыной

В XIX было немного пространств для свободного обсуждения идей, искусства и науки. Среди таких пространств можно назвать – салоны. Этимология слова «салон» восходит к французскому «salon» – зала, гостиная. Собственно, и сам феномен салонов пришёл на территорию Российской империи из Франции, где уже в XVII была развита традиция посещения салонов гуманистами, учёными, художниками, писателями и аристократами. Ближе к середине XIX века деятельность салонов могла относиться только к одному из направлений прежде смешенных сфер деятельности.

Следует отметить, что у салонов были отличительные черты:

  • хозяйками салонов всегда были женщины;
  • ограниченное количество гостей (их приглашала хозяйка салона);
  • особое пространство (salon), где располагались гости;
  • смешанное общество (т. е. приглашали людей разных политических взглядов, разных характеров, разных сфер деятельности);
  • обязанностью хозяйки было следить за ходом беседы и направлять её;
  • возможность сменять беседу танцами, играми или прослушиванием музыки.

На территории Российской империи распространение получили литературные салоны. Они отличались от канона французских салонов. Например, иногда хозяевами могли быть и мужчины. А во второй половине XIX века утратили свою социокультурную значимость и выражение «салонный» было тождественно поверхностному.

Пётр Андреевич Вяземский писал, что «женский ум часто гостеприимен; он охотно зазывает и приветствует умных гостей».[1]

Среди таких гостеприимных хозяек салонов была известна Евдокия Ивановна Голицына (1780- 1850). В литературном салоне её называли Царицей ночи или Princesse Nocturne. Гадалка напророчила Евдокии Ивановне смерть в ночное время, после чего княгиня решила принимать своих гостей только ночью.

Актриса Луиза Фюзиль, посетившей литературный салон Голицыной в 1806 писала о ней:

«Княгиня въ честь меня вышла немного раньше обыкновеннаго.  Я нашла, что портретъ, который мнѣ нарисовали съ нея, вовсе не былъ льстивъ. Прекрасные волосы  цвѣта  вороного  крыла,  шелковистые  и  мягкіе,  падали  локо* нами;  лицо  было  полно  прелести  и  выразительности;  въ  походкѣ  и  въ движеніяхъ  истома,  не  лишенная  граціи;  и  когда  она  поднимала  свои большіе  черные  глаза,  то  въ  нихъ  сквозилъ  вдохновенный  взглядъ,  кото­рый  придалъ  ей  Жераръ  въ  одной  изъ  лучшихъ  своихъ  картинъ,  гдѣ онъ  ее  изобразилъ.Когда  я  увидала  ее  въ  саду,  она  была  одѣта  въ  платье  изъ  Индѣйской  кисеи,  изящно  драпировавшееся  на  ней.  Никогда не одѣвалась она похоже на другихъ женщииъ; тогда же, по ея молодости и красотѣ, эта простота античной статуи удивительно шла къ ней».[2]

Петр Андреевич Вяземский оставил описание особняка, где проводились ночные встречи:

«Дом на Большой Миллионной был артистически украшен кистью и резцом лучших из современных русских художников. Тут не было ничего из роскошных принадлежностей и прихотей своенравной и скороизменчивой моды. На всем отражались что-то изящное и строгое. По вечерам немногочисленное, но избранное общество собиралось в этом салоне: хотелось бы сказать в этой храмине, тем более что хозяйку можно было признать не обыкновенной светской барыней, а жрицей какого-то чистого и высокого служения. Вся обстановка её вообще, туалет её, более живописный, нежели подчинённый современному образцу, все это придавало её кружку, у неё собиравшемуся, что-то, не скажу таинственное, но и необыденное… Можно было бы думать, что тут собирались не просто гости, а и посвящённые».[3]

Голицына благодаря её образованности, остроумию и красоте располагала к себе гостей. В 1812 в салоне собирались декабристы. Со временем в её салоне побывали многие известные поэты и политические деятели Золотого века.

Николай Карамзин утверждал, что в неё влюбился Пушкин.

«…поэтъ Пушкинъ, который у насъ въ домѣ смертельно влюбился въ Пиѳію Голицину и теперь уже проводитъ у нее вечера: лжетъ отъ любви, сердится отъ любви, только еще не пишетъ отъ любви. Признаюсь, что я не влюбился бы въ Пиѳію: отъ ея трезубца пышетъ не огнемъ, а холодомъ».[4]

В 1817 году, 18-летний Александр Сергеевич, посвятил Евдокии Ивановне мадригальные стихи:

Простой воспитанник природы,

Так я, бывало, воспевал

Мечту прекрасную свободы

И ею сладостно дышал.

Но вас я вижу, вам внимаю,

И что же?., слабый человек!..

Свободу потеряв навек,

Неволю сердцем обожаю. [5]

Несмотря на известность среди современников и лестные сравнение с мадам де Сталь, сама Голицына, её идеи и произведения вскоре были забыты. Уже в 1835 году современникам она казалась «синим чулком». В этом же году вышло её произведение о математике «Анализ силы». Её увлечение метафизикой с примесью религиозного чувства отдалило Евдокию Ивановну от аристократического общества. Она переехала в Париж, где упорно продолжал писать книги на различные темы. Однако в России они остались незамеченными.

 

__________________

[1] Вяземский П. А. Старая записная книжка [Электронный ресурс] / П. А. Вяземский – Режим доступа: http://az.lib.ru/w/wjazemskij_p_a/text_0060.shtml

[2] Записки актрисы Луизы Фюзиль (1806-1812) [Электронный ресурс] // Русский архив, 1910. –С. 163 – Режим доступа: https://docplayer.ru/29476912-Zapiski-aktrisy-luizy-fyuzil.html

[3] Соболева И. А.   Утраченный Петербург/ [Электронный ресурс] И. А. Соболева // Санкт-Петербург: Питер, 2012. – С. 237 – Режим доступа: https://books.google.com.ua/books?id=SxxSs8 WaguUC&pg=PA237&lpg=PA23 7&dq

[4] Карамзин Н. М. Письма Н. М. Карамзина к князю П. А. Вяземскому Н. М. Карамзина къ князю 1810—1826. [Электронный ресурс] / Н. М. Карамзин – Режим доступа: http://az.lib.ru/k/karamzin_ n_m/text_1826_pisma_k_ vyazemskomu_oldorfo.shtml

[5] Пушкин А. С. Собр. соч.:  в 10 т. [Электронный ресурс] / А. С. Пушкин // М.: ГИХЛ,1959.  —Т. 1. – С. 53 – Режим доступа: https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0217_22/1818/0027.htm

 

 

Екатерина Свирская

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован.