Марла Сингер – непризнанная героиня «Бойцовского клуба»

Марла Сингер – непризнанная героиня «Бойцовского клуба»

«Бойцовский клуб» – это новелла американского литератора Чака Паланика, впервые изданная в 1996 г. Через три года вышел фильм по мотивам данной новеллы. Режиссёром картины стал Дэвид Финчер, а благодаря качественной работе сценариста Джима Улса сценарий был опубликован в журнале «Киносценарии». К теперешнему времени «Бойцовский клуб» можно рассматривать как целостную композицию, состоящую из новеллы, сценария и визуального воплощения обоих текстов – фильма.

Хотя фильм провалился в прокате, произведение все равно попало в сферу популярной культуры и стало настоящим культурным феноменом. «Бойцовский клуб» повлиял на массовую культуру и на контркультуру одновременно. Идеи, которые чётко прослеживаются в произведении, анархо-примитивизма, аскетизма, минимализма, нигилизма в конце 90-х были частью нонконформистской культуры.

Новеллу «Бойцовский клуб» можно назвать художественным воплощением критики консюмеризма Франкфуртской школы. Вестиментарная мода, в сфере массовой культуры, потерпела изменения. Художник по костюмам Майкл Каплан создал определённый образ персонажа Тайлера Дердена, чтобы противопоставить его Рассказчику – белому воротничку.

«Образы Тайлера являются полной противоположностью повседневной униформы. Это и не униформа вовсе. Предметы его «гардероба» собраны случайным образом, совершенно бессистемно. В каждой сцене он выглядит так, словно надел то, что было под рукой: поношенная кроваво-красная кожаная куртка, яркие солнечные очки, спортивные штаны, армейские ботинки, футболки со смелыми принтами».[1]

Благодаря Чаку Паланику в теории культуры появился такой термин, как «snowflake generation» (поколение снежинок).[2] «Ни один из вас не обладает уникальностью и красотой снежинки».[3]

 

В рамках литературоведения интерес для изучения представляют:

  • история написания произведения;
  • сюжет повествования;
  • художественный стиль Ч. Паланика;
  • отдельно можно выделить разбор сущности каждого из персонажей.

 

В различный статьях, анализирующих данное произведение незаслуженно мало внимания уделяется единственному женскому персонажу – Марле Сингер (Marla Singer). Учитывая то, что книга была написана в 90-х, Марлу Сингер можно считать постфеминистическим персонажем. Вопросы, которые ставит автор, касаются исключительно проблем и переживания мужчин, осмысления маскулинности, в то время как Марла находится вне встроенной патриархальной системы, обладает своими целями и желаниями, она самоценна.

Именно с неё начинается завязка повествования. Марла Сингер возбудила триггер у Рассказчика, после чего и появился Тайлер Дерден. «Без Марлы Тайлер был бы ничем».[4]

Из честной беседы между Рассказчиком и Марлой можно сделать вывод, что они оба столкнулись с экзистенциальной пустотой и оба борются с ней одинаковыми способами. Чтобы вернуть себе свое существование, они посещают разные группы для неизлечимо больных. При этом Марла, в отличии от Рассказчика, явно обладает своей субъектностью.

Оба персонажа, Рассказчик и Марла, испытывают влечение к смерти (Танатос). Но у них проявляется разные конечные реакции на это влечение. Если у Рассказчика развивается диссоциативное расстройство личности, и его alter ego (Тайлер Дерден) носит явно деструктивный характер, то Марла воплотила желание смерти выпив упаковку снотворного. И спас ее Талер Дерден, поскольку Рассказчик только в эпилоге осознает значимость Марлы в его жизни. До тех пор ситуация получилась такой: «У нас здесь нечто вроде любовного треугольника. Я люблю Тайлера. Тайлер любит Марлу. Марла любит меня».[5]

Марла Сингер также единственный персонаж, который противопоставляется ведущей теме повествования – критике консюмеризма. Она любит наряжаться в вещи которые имею историю, она пользуется косметическими процедурами (например, увеличение губ), чтобы иметь такое лицо, которое она хочет.

Следует отметить, что новелла носит трансгрессивный характер. «Трансгрессия — это жест, который обращён на предел».[6]

 «Бойцовский клуб» – это произведение в котором присутствуют патологии, невыраженное насилие и табуированные темы. Марла любит Рассказчика и хочет иметь с ним близкую связь. Учитывая особенности характера персонажа и идею нонконформизма произведения, эта связь не должна вписываться в существующую норму нуклеарной семьи. Следовательно, идея сакральной любовной связи между Рассказчиком и Марлой состоит в том, что порицается людьми с религиозным сознанием и пролайферами – это идея аборта. «Марла сказала, что она хочет забеременеть, чтобы сделать аборт от Тайлера».[7]

Марла Сингер, послужившая причиной появления Тайлера Дердена, стала и причиной его разоблачения. Благодаря ней Рассказчик узнал, что он и Тайлер – это одно лицо, но две разные сущности. Она не является персонажем с классическим феминным паттерном поведения. До конца повествования Марла регулярно возникает в жизни Рассказчика и выполняет функции его психологической защиты, сама того не осознавая.

В любом сюжете традиционно есть герой. В «Бойцовском клубе» – это Рассказчик. Однако, у Марлы Сингер также есть потенциал быть героиней данной новеллы.

 

________________________

[1] Как Фильм «Бойцовский Клуб» Сказался На Мужской Моде [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mcmag.ru/kak-film-bojcovskij-klub-skazalsya-na-muzhskoj-mode/

[2] Snowflake and generation definition meaning Collins [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/snowflake-generation

[3] Паланик Ч. Бойцовский клуб /Ч. Паланик; пер. с англ. Илья Кормильцева. —
 М.: АСТ, 2006 – С. 129

 

[4] Паланик Ч. Бойцовский клуб /Ч. Паланик; пер. с англ. Илья Кормильцева. —
 М.: АСТ, 2006 – С. 7

[5] Паланик Ч. Бойцовский клуб /Ч. Паланик; пер. с англ. Илья Кормильцева. —
 М.: АСТ, 2006 – С. 7

[6] Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса: Ж. Батай и французская мысль середины ХХ века. М.: Мифрил, 1994. С. 118

[7] Паланик Ч. Бойцовский клуб /Ч. Паланик; пер. с англ. Илья Кормильцева. —
 М.: АСТ, 2006 – С. 54

 

Свирская Екатерина

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован.