«Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением».
И. Бабель
Иногда знакомство с музейным пространством начинается задолго до похода в первый класс. И как ни странно память о таком путешествии надолго остается с ребенком.
Нужно отметить, что дети одна из самых требовательных, а между тем самых интересных категорий музейных посетителей. Ну а пока мы лишены возможности общаться с нашими гостями, у нас остаются воспоминания о подобных встречах. Резюмируя их, мы подготовили несколько советов о том, как организовать экскурсию для маленьких посетителей.
→ Не навязывайтесь.
Позвольте детям просто быть. Это вы уже привыкли к местным интерьерам, а для ребенка, пришедшего сюда впервые, все здесь в новинку, все удивительно. Огромные залы, которые отзываются на каждый звук, на каждое движение, большие окна, барельефы на стенах, старинная мебель —есть предметы сами по себе наполненные внутренним содержанием.
«Вещи имеют память. Это как бы слова и записки, которые прошлое передает будущему. Вещи властно диктуют жесты, стиль поведения и, в конечном итоге психологическую установку своим обладателям.» говорит Ю.М. Лотман. В наши дни культура быта значительно оскудела, и полновесные по своему содержанию предметы встретить непросто. Дайте детям возможность побыть один на один с такими предметами хотя бы в музее, они вполне способны самостоятельно понять, ощутить их.
→ Чем проще, тем лучше.
Ваша речь должна быть простой и внятной. Нет, не нужно искусственно ее обеднять. Просто старайтесь все время проверять себя, насколько четко вы сами понимаете, о чем говорите. И да! Будьте готовы к тому, что в любой момент ваше речь споткнется о вопрос экскурсанта. И вам придется на пальцах объяснять что такое «мироощущение художника».
→ Музейный экспонат. Руками не трогать?
Большую часть информации об окружающем мире дети получают посредством прикосновений. Учеными доказано, что уровень интеллектуального развития находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Зная об этой особенности, педагоги разрабатывают огромное количество игр, направленных на развитие мелкой моторики и сенсорики, а вместе с тем, и на развитие мышления.
Знали о ней и в народе, отсюда всем известная еще с детства сказка про сороку-ворону, потешка про козу-дерезу и многие другие. Часто можно увидеть, как, пытаясь оформить сложную для него мысль, ребенок помогает себе ручками, как бы «вылепляя» нужную фразу из воздуха. Вещь, увиденную глазами, можно и не увидеть, но то, что побывало в руках, уж наверняка задержит на себе внимание ребенка.
Конечно, мы не можем позволить маленьким экскурсантам трогать ручками предметы из экспозиции, основная цель музея все-таки сохранять вверенные ему экспонаты. Но в те дни, когда знаем заранее о подобных визитах, дополняем экспозицию дореволюционными снимками, старинными книгами и глиняными черепками с археологических раскопок из личных коллекций. Мы гордимся особой комнатой музея, где дети могут попробовать писать гусиными перьями, как это делали представленные в экспозиции авторы. Пусть дети соприкоснуться с культурой не только фигурально, но и буквально.
→ Диалог должен быть совместным.
Позволяйте детям менять вашу экскурсию. Хорошо продумать основной костяк и вариативные ее элементы. Будьте готовы к тому, что все пойдет совершенно не так, как было задумано изначально — так и сложнее, и интереснее.
В древнем Китае были замысловатые игрушки — маленькие невзрачные шарики, если бросить их в воду появятся необычные узоры: замки, колдуньи, драконы, принцессы. Когда маленький человек приходит в музей, все чего мы хотим, чтобы после визита, он унес с собой такой маленький шарик. Шарик, который расцветет потом у него в сознании причудливыми необыкновенными узорами.
И пожалуй, самый важный вывод, к которому мы пришли прост: мы соскучились. Очень.
До встречи в музее.
Виктория Водяная
Оставьте отзыв