По воспоминаниям Богдана Комарова
«Ну и море было в тот день! Видимо, уж так для нас разгладилось и принарядилось: синее-синее, с белыми гребнями, с розовыми бликами, с темно-зёлеными тенями, с золотыми искрами при заходе солнца. Я всё стояла с той стороны парохода, где не видно берега, не хотелось мне его видеть, хотела я видеть море в целом пространстве его, во всей красе его, а земля мешала бы этому», – даёт Леся Украинка совершенное прозаическое описание моря в начале октября 1888 года в письме к М. П. Косачу с Колодяжного.
Море. Море – это обычная такая естественная привычная вещь и одновременно особая гордость одесситов. Море привлекает и очаровывает гостей города. Бесспорно, море поражает абсолютно каждого, кто впервые его увидел. Писатели, художники века шлифуют художественное мастерство под шум волн и крики чаек. На это прекрасное и пёстрое описание моря Лесю Украинку вдохновило первое в её жизни морское путешествие. Затем она много лет будет вынуждена путешествовать морем по всему миру. Но первое впечатление всегда самое яркое. Богдан Комаров оставил подробное описание этого путешествия: «Влюблённая в море, Леся часто мечтала изведать его пространства, побывать вон там, за горизонтом. Наконец желание сбылось. Кончилось лето 1888 года, приехала Олена Пчилка за Лесей. Вот тогда мой отец устроил на пароходе путешествие в Аккерман». Более 30 лет на линии Одесса-Аккерман курсировал грузопассажирский пароход «Тургенев». Длиной 55 метра, шириной 7 метров, в Днестровском лимане он мог разгоняться до 10 морских узлов. В 8 утра он отправлялся из Одессы и вечером возвращался. «Это старинный корабль, передвигался медленно с помощью двух огромных колес. Уже в те времена корабли с колёсами были редкостью на море, а старенький Тургенев всё ещё не расставался с ними и сновал по гладкой воде, тяжело хлопая пластинами. В ветреную погоду „Тургенев“ испуганно прятался в углу тихой бухты», – пишет Комаров Б.
В первый свой рейс на линии «Тургенев» отправился 14 июня 1885 года от Военного мола Одесского порта. Менялись времена, пристани, владельцы, но неизменно «Тургенев» курсировал ежедневно кроме понедельника. И в каждый свой рейс «Тургенев» отправлялся под шумные проводы. Казалось, происходит какое-то чрезвычайное происшествие, хотя такой круиз был довольно популярным развлечением для одесситов и гостей города. По упоминаниям морское путешествие представлялось не менее как через Атлантический океан. Во времена Лесиного путешествия пароход принадлежал одесской пароходной компании Вебстера и Коваленко. Одесские газеты шумно писали, что ранее одесситам приходилось трудно и долго ехать в Аккерман, а сейчас всего за 10 часов можно побывать в Аккермане и вернуться в Одессу. Интеллигенция, в основном, пароходом отправлялась во вдохновляющие морские путешествия или на экскурсию в древний Аккерман, а купцы, мещане, крестьяне и бессарабские виноградари с мешками, узлами и саквояжами ехали по делам. На борт «Тургенев» помимо грузов, принимал всего 300 пассажиров – 50 первого и второго класса и 250 так называемых «палубных» 3 класса. В начале ХХ столетия билет первого класса стоил 1 рубль 25 коп., второго 1 рубль, а третьим классом можно было путешествовать всего за 60 коп. Богдан Комаров вспоминает: «Рано утром в воскресенье порт встретил нас шумом людей и лязгом вагонов и тысячеголосым разнообразным грохотом и свистом машин, кранов и пароходов. Пока „Тургенев“ принимал грузы, Леся и мои сёстры стояли на его палубе и с большим восторгом наблюдали за работой гигантских кранов. Наконец, третий гудок. Пароход отходит от пирса». Оставив порт, старенький пароход шёл, держась берега с правого борта: «Мы все стояли или сидели на палубе, осматривая берег. Отец [Михаил Федорович Комаров] был в роли гида и старался не пропустить малейшего бугорка или кустика деревьев. Перед нами проплывали дачные места: Ланжерон, Малый Фонтан, Средний фонтан, Большой фонтан…».
После обеда по завершении погрузочно-разгрузочных работ «Тургенев» отправлялся от Аккерманской пристани в Одессу. Лесю Украинку ошеломили страшные толстенные стены крепости и бесспорно поразила морское путешествие. Богдан Комаров описывает: «Когда возвращались из Аккермана, Леся одиноко и молча сидела на палубе парохода с правого борта, обращённого в открытое море. Её взгляд блуждал в морской бесконечности».
Богдан Комаров описывает устаревший корабль, хотя на момент той путешествия пароходу было всего 6 лет. Однопалубный «Тургенев» сконструировали в 1882 году на английском верфи C. Morrison в городе Престон для австро-венгерской компании. Его первое название – «BudaPesth». В 1885 году Вебстер и Коваленко приобрели венгерский пароход и дали ему новое «писательское» имя. Пароход хорошо ходил по реке и лимане, но по морю – только в хорошую погоду. В 1915 году корабль был мобилизован. Транспортировал военные грузы по Дунаю в Сербию. В 1916 году был взорван. Позже его подняли и отремонтировали. После первой мировой войны пароход сдали на слом. «Тургенев» остался в литературе навсегда. Богдан Комаров: «Вообще-то это был заслуженный пароход, он не раз попадал на страницы художественных книг и вместе с героями какого-то произведения путешествовал далеко за пределы Одессы и Чёрного моря».
Екатерина Хоменко
Оставьте отзыв