Цикл «Песнь Льда и Пламени» (A Song of Ice and Fire) является одним из самых известных в жанре фэнтези литературы. В частности, благодаря адаптации серии книг в 2011 году на телеканале BBC. Однако, главным образом успех по праву принадлежит автору данного цикла – Джорджу Р. Р. Мартину.
В 1991 году писателю пришёл замысел, и он принялся за работу. В 1996 была опубликована первая книга «Игра престолов». Работа над циклом продолжается и по сей день.
Целостное повествование, заданное в цикле характерно для жанра фэнтези заключает в себе «…черты фантастики, сказания, мифа и эпоса».[1] Можно проследить, как черты мономифа накладываются на истории персонажей. При этом структура повествования, в которой используется несколько нарраторов, показывает нам разнообразие архетипов в их сочетании с современными тенденциями. Например, образом «героя» / «героини» (образ «героини» не типичен для патриархальных мифов) писатель наделил Дейнерис Таргариен и Арью Старк.
Вселенная «Игры престолов» увеличивалась и качественно дополнялась по мере вовлеченности писателя в «вымышленные исторические хроники».[2] Так задуманная трилогия превратилась в цикл из семи книг, изданы отдельные главы, которые не вошли в основной цикл, существуют также повести-приквелы, цикл летописей и повести о Дунке и Эгге. Помимо тяжёлой работы самого Джорджа Мартина, к содержательному наполнению вселенной «Игры престолов» присоединились художники и лингвисты. К «вымышленным историческим хроникам» со временем прибавлялись географические рисунки, иллюстрации гербов, сцен, описанных в цикле. А лингвистом Дэвидом Петерсоном были разработаны два языка – валирийский и дотракийский. Можно отметить, что писатель соблюдает хронологию и энциклопедичность вымышленных атрибутов цикла.
Джордж Мартин, хоть и являясь писателем фантастом, нередко заимствовал или вдохновлялся реальными историческими событиями эпохи Средневековья. Он хорошо разбирается в английской, шотландской и французской истории данной эпохи, также его интересует античная история. Именно это и дало определённые преимущества в создании суггестивного повествования.
«Я очень уважаю серьезных историков. Но, если по правде, читать их не так интересно, как историков несерьезных. Многие читатели моих книг знают, что прообразом Красной Свадьбы послужило реальное историческое событие из шотландской истории — Черный Обед. Граф Дуглас, причинявший много неприятностей королю, был приглашен на званый обед в королевский замок вместе со своим братом, им обоим не исполнилось еще и 20 лет. Обед прошел превосходно, но потом музыканты принялись отбивать зловещий похоронный марш, а слуги внесли и поставили на стол перед Дугласами закрытое блюдо. На блюде оказалась голова черного вепря — знамение смерти. Увидев это, братья поняли, что их собираются убить, и действительно, их тут же выволокли во двор и отсекли им головы. Прекрасный сюжет — конечно, если вы не из рода Дугласов. Куча современных историков спешит опровергнуть эту версию: да, Дугласов обезглавили, но не было ни похоронного марша, ни самого обеда, ни головы вепря на блюде — все это добавил какой-то выдумщик. Я же хочу сказать: этот выдумщик был прав! Его история увлекательнее».[3]
Отдельный предмет интереса в мире «Песни льда и огня» составляет презентация религий. Более полное представление мы имеем только о шести религиях – вера в семерых, старые боги, многоликий, утонувший бог, владыка света и верования дотракийцев. На периферии повествований можно обратить внимание на единожды появляющиеся в сюжете верования, такие как поклонение Льву Ночи, Деве-из-Света, Великому Пастуху, Черному козлу, Плачущей Госпоже и т.д.
Дж. Мартин говорит: «Основные религии играют в сюжете значительную роль и основаны на реальных религиозных системах. Но я не проповедую копирование, в котором допустимо подделать ислам как какой-нибудь «мислам», сохраняя все остальное. Я заимствую элементы религий — что-то от одной, что-то от другой, смешиваю, обдумываю, добавляя что-то от себя».[4]
Соответственно, каждая из 6 религий, которые мы рассмотрим (вера в семерых, старые боги, многоликий, утонувший бог, владыка света, верования дотракийцев), является конструкцией из одной или нескольких элементов верований реального мира.
Старые Боги
Вера в Старых Богов является проторелигией, особой формой анимизма. В основе этого верования лежит представление об одушевлённости. Старые Боги бесчисленны, а их духи обитают в каждом древе. Духовенство отсутствует, жрецы также. Поклонение старым богам не имеет никакой систематики или разработанных ритуальных действий. У богов нет имени. Безличность данного верования объясняется тем, что из всех представленных в цикле «льда и пламени» религий, вера в Старых Богов является наиболее архаичной.
Утонувший Бог
Л.Н. Толстой в своём труде «Религия и нравственность» пишет, что «…религия есть известное полезное для людей приспособление, хотя и не нужное для людей высшего развития, необходимое, однако, для утешения грубого народа и для управления им, и которое поэтому необходимо поддерживать».[5]
Религия островитян не предусматривает развития культуры. Она способствует исключительно поддержанию традиционного уклада жизни. Их вера несёт слабый оттенок компенсаторной функции религии в общем. Она скорее является символом объединения, посредством определённых ритуалов. Эта религия полезна в том смысле, что благодаря ней жители железных остовов проводят поляризацию «свой» / «чужой».
Так же в этой религии проявляется «…суеверный страх перед непонятными явлениями природы».[6] А точнее перед штормом, феномен которого объясняется сверхъестественными силами Штормового Бога.
Вера в Семерых
Джордж Мартин будучи хорошо знаком с особенностями католической церкви, создал Веру в Семерых по образцу средневекового католицизма. Таким образом, можно заметить что многие атрибуты Веры в Семерых имеют свой аналог в католицизме.
Католическая церковь | Вера в семерых |
Тип верования монотеизм. | Тип верования монотеизм. |
Символов веры – Святая Троица. Т.е. три ипостаси единого бога. (отец, сын, святой дух) | Это вера в единого Бога, у которого семь воплощений. (отец, мать, дева, старица, воин, кузнец, неведомый) |
В католичестве существует несколько чисел, которые по тем или иным причинам являются священными для верующих. Например, тройка. | Сакральность числа семь. |
Глава церкви – папа римский. | Глава церкви – верховный септон. |
Папство в Средневековье имело влияние на политическую сферу, интеллектуальную и социальную. | Институт верхоного септона имеет законодательную власть и высокое социальное влияние. Также септоны занимаются научными исследованиями, которые в основном относяться к медицинской сфере. |
Коллегия кардиналов. | Совет Праведных. |
Апостольский дворец в Ватикане. | Великая септа Бейлора в Королевской гавани. |
Церковные должности изменялись на протяжении истории. Тем не менее, некоторые существовали стабильно – римский папа, диакон, епископ. | Духовенство с определенной иерархией. Верховный Септон, септоны и септы, монашеские ордена («Молчаливые сестры»). |
В рамках средневекового католицизма возникало множество монашеских орденов, официально признаваемых церковью. Например, такие как бенедиктинцы, доминиканцы или францисканцы. | Воробьи – деноминация официально признаваемая представителями веры в семерых. |
Священное Писание – Библия, апокрифы и неканонические книги Священного Писания. | Священный текст – «Семиконечная звезда». |
Католический храм имеет традиционную структурную модель, которая включает определенные архитектурные элементы. | Здание септы имеет геометрическую форму звезды. |
Владыка Света
Тип этого верованя – дуалистический монотеизм. То есть, существуют два противоборствующих начала: Р’Глор (Владыка Света) и тьма. Воплощением тьмы является Великий Иной.
Данная религия может быть воплощением Зороастризма в «вымышленных хрониках» цикла «Песни Льда и Пламени». Зороастризм также является дуалистическим монотеизмом. Как и верование во Владыку Света, является попыткой создания культа единого бога.
Дотракийские верования
Дотракийцы – это архаическое патриархальное общество. Их религиозная система выстроенна вокруг поддержания ценностей – силы, власти и авторитета. Дотракийский язык демонструет дикость данного этноса, и благодая нему же можно понять смысловое значение слова «бог» для дотракийцев. Джордж Мартин и Дэвид Питерсон, которые разработали данный язык, обозначили понятие «бог» словом «vojjor». «Vojjor», помимо «божества», семантически также обозначает «статуя». [7]
Бог у дотракийцев один – Великий Жеребец, но это отнюдь не означает монотеистический тип верования. Скорее тип их религиозных воззрений – монолатрия. Данная община не отрицает существование других богов. Но верит, что Великий Жеребец могущественнее всех остальных богов.
Многоликий
Это одна из религий, которую труднее классифицировать, по сравнению с остальными. Предположительно эта религия представляет тип монотеизма, бог – Многоликий. Однако, если проследить внимательнее за повествованием, служители культа не имеют священного текста и составляющей ритуальной практики. Мы ничего не знаем об атрибутах религии или особенностях Многоликого. Если отставить в стороне магию и неясные моменты с телесными перевоплощениями, адепты многоликого по сути наемными убийцами с определенным кодексом. У них есть правила относительно того, каким образом совершать убийства. Из текста можно заметить, что слуги Многоликого испытывают не то, что принято называть религиозными чувствами, а скорее их мировоззрение подпадает под определённую философию. Многоликий, как упоминалось в книгах, имеет множество воплощений и по свой сути является феноменом смерти. То есть, можно допустить, что данной группой этот феномен возведён на уровень сакрального. Но при этом он не несёт в себе функций религии и, соответственно, не является традиционным религиозным объединением.
___________________
[1] Ефремова Т. Ф. Толковый словарь [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова – М.:, 2000. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/efremova
[2] Джордж Мартин Происходящее в Вестеросе — это лишь бледная тень того, что творилось у нас в Средневековье [Электронный ресурс] / Джордж Мартин – Режим доступа: https://7kingdoms.ru/2018/intervyu-ew-nyt-wsj/
[3] Джордж Мартин Происходящее в Вестеросе — это лишь бледная тень того, что творилось у нас в Средневековье [Электронный ресурс] / Джордж Мартин – Режим доступа: https://7kingdoms.ru/2018/intervyu-ew-nyt-wsj/
[4] Данюшевская-Грэхэм А., Конюхов К. История и фэнтези: по следам героев «Игры Престолов»: монография [Электронный ресурс] / А. Данюшевская-Грэхэм, К. Конюхов – М: Прометей, 2019. – 478 с. – Режим доступа: https://mybook.ru/author/anna-danyushevskaya-grehem/istoriya-i-fentezi-po-sledam-geroev-igry-prestolov/read/?page=2
[5] Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. Т 39 [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой – М: Государственное Издательство Художественной Литературы, 1956. – 3-26 с. – Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0470.shtml
[6] Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. Т 39 [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой – М: Государственное Издательство Художественной Литературы, 1956. – 3-26 с. – Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0470.shtml
[7] Актуальные проблемы современной лингвистики глазами молодых учёных [Электронный ресурс]: Материалы X Всероссийского научного семинара (г. Уфа, 23 мая 2018 г.). Ч. 2 / отв. ред. Р.А. Газизов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. – С. 46 – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=901285
Екатерина Свирская
Оставьте отзыв