ПОЭТ И КНЯЖНА

ПОЭТ И КНЯЖНА

Лето и осень 1843 года Тарас Григорьевич Шевченко провел в основном в имении князя Николая Григорьевича Репнина-Волконского в Яготине. Князь пригласил к себе модного петербургского художника для выполнения копий фамильных портретов. Добрая традиция проводить знойное лето в имении собрала под одной крышей родственников и друзей семейства Репниных-Волконских. Среди них была и незамужняя дочь князя Варвара Николаевна.

Княжна Варвара была дамой добродетельной и в то же время натурой чувствительной и романтической. Творческие люди вызывали у неё чрезвычайный интерес. Тарас Шевченко – поэт и художник, с потрясающей историей освобождения из крепостничества, будоражил воображение княжны, её увлекало его творчество, но тревожили своеобразные взгляды на окружающую действительность. В семействе Репниных уже был прецедент несогласия с государственным устройством Российской империи, окончившийся высылкой на рудники Сергея Волконского, родного брата отца Варвары Николаевны.

Тридцатипятилетняя княжна Варвара взяла под опеку петербургского молодого художника, подолгу прогуливалась с ним, проводя немало приятнейших часов в задушевных беседах. Постепенно и незаметно для себя княжна увлеклась художником настолько, что чувства её стали требовать выхода. И Варвара Николаевна пишет повесть о любви княжны Веры к поэту Березовскому, в которой, разумеется, описывает свои чувства к Шевченко. Она не смела признаться в любви лично и доверила свои эмоции рукописным строкам.

Княжна дала прочесть свою повесть Тарасу Шевченко, тот был ошеломлен её откровениями. Конечно, он замечал внимание к себе княжны, но воспринимал это исключительно как дружественное участие. Варвара Николаевна неплохо владела слогом и была наделена незаурядными психологическими способностями. Шевченко с волнением читал посвящённые ему строки: «Он был добр до слабости и душевно легкомыслен до жестокости, нерешительный и вместе необдуман в своих действиях. Его нельзя было не любить. Для тех, кто истинно любил его, он был источником забот, беспрерывных переходов от восторга к негодованию, от сочувствия к охлаждению!». Особенно поразили Тараса мрачные предсказания княжны о том, что он сопьётся. Однако он понимал, что за этим кроются чувства истинной тревоги за любимого человека.

Ситуация складывалась непростая и в сущности безысходная. Тридцатипятилетняя княжна и двадцатидевятилетний поэт. Она – представительница давнего аристократического рода, он крепостной крестьянин, выкупленный из крепостнической зависимости. И пусть выкупом его занимались лучший художник России Карл Брюллов – Карл Великий, один из лучших поэтов, наставник царского наследника Василий Жуковский и представитель древнейшего дворянского рода граф Михаил Юрьевич Виельгорский. Это ничего не меняло, в глазах света он оставался всего лишь бывшим крепостным, художником и автором поэзий на непонятном диалекте. Это была любовь, обречённая на несчастливый конец, на разлуку.

Тронутый чувствами княжны Тарас Шевченко написал поэму «Тризна» о декабристах и посвятил её княжне Репниной:

Душе с прекрасным назначеньем

Должно любить, терпеть, страдать;

И дар господний, вдохновение,

Должно слезами поливать.

Для вас понятно это слово!

Для вас я радостно сложил

Свои житейские оковы,

Священно действовал я снова,

И слезы в звуки перелил.

Ваш добрый ангел осенил

Меня бессмертными крылами

И тихоструйными речами

Мечты о рае пробудил.

Поэт и княжна расстались. Но в истории литературы их роман остался запечатлён в повести Варвары Репниной «Девочка» и поэме Тараса Шевченко «Тризна».

В конце 1847 года до Варвары Николаевны Репниной дошли известия о том, что Тарас Шевченко за возмутительные стихи сослан в бессрочную ссылку с запретом писать и рисовать. Княжна Репнина проживала в это время в Одессе на Софиевской улице. Она немедленно написала опальному поэту. Это было одно из первых писем, полученных Шевченко в ссылке. Он так нуждался в поддержке и добром слове!

«Видно, я мало терпел в моей жизни. И правда, что прежние мои страдания в сравнении с настоящими были детские слёзы; горько, невыносимо горько! И при всём этом горе мне строжайше запрещено рисовать что бы ни было и писать (окроме писем), а здесь так много нового, киргизы так живописны, так оригинальны и наивны, сами просятся под карандаш, и я одуреваю, когда смотрю на них. Месторасположение здесь грустное, однообразное, тощая речка Урал и Орь, обнажённые серые горы и бесконечная киргизская степь. … Если бы мне можно рисовать, сколько бы я вам прислал новых и оригинальных рисунков. Но что делать! А смотреть и не рисовать – это такая мука, которую поймёт один только истинный художник» (Из письма Т. Шевченко В. Репниной в Одессу из Орской крепости от 24 октября 1847 года).

Варвара Николаевна высылала из Одессы Шевченко книги, о которых он её просил, пыталась хлопотать о его помиловании, добилась личной встречи с шефом жандармского отделения графом Орловым. На этой встрече граф Орлов напомнил княжне о судьбе её дяди Сергея Волконского и дал понять всю неуместность и даже опасность её хлопот о рядовом Шевченко. Боясь причинить неприятности своим родным, Репнина прекратила переписку с Тарасом Григорьевичем.

Спустя много лет, возвращаясь из ссылки в Петербург через Москву, где тогда проживала Репнина, поэт посетил её дважды. Похоже, что эти встречи разочаровали обоих. Они просто не узнали друг друга. Слишком много лет прошло и слишком многое пролегло меж ними: целая жизнь, прожитая врозь и по-разному.

 

Галина Закипная

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован.