Статья П.Т. Морозова «Праздники Рождества Христова и Новый год в Одессе», опубликованная в альманахе «Подарок бедным» (Одесса, 1834), позволит заинтересованному читателю зримо представить себе духовный и культурный облик молодого города, которому едва исполнилось 40 лет.
Автор статьи – литератор, публицист и учёный Павел Тимофеевич Морозов (1808-1881). Он жил в Одессе с 1824 г. до конца 1830-х гг., служил в штате Новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова.
В круг близких знакомых Морозова входили литераторы, журналисты, историки: В.И. Туманский, А.И. Левшин, А.Г. Тройницкий, М.П. Розберг, А.А. Скальковский, И.П. Бларамберг, А.С. Стурдза и др. Все они немало сделали для развития культурной жизни города. В их числе, несомненно, был и П.Т. Морозов.
Морозов издавал «Новороссийский календарь» (1831-1837); вместе с М.П. Розбергом собирал литературные материалы и издал первый «Одесский альманах на 1831 г.» (Одесса, 1831), сотрудничал в газете «Одесский вестник»; публиковал статьи в одесских альманахах на 1831, 1834, 1840 годы, «Листках общества сельского хозяйства Южной России»; занимался статистикой и метеорологией.
Статьи Морозова, посвящённые истории и современности нашего города, написаны обстоятельно, красочно, порой с мягким юмором и множеством бытовых деталей. Павел Тимофеевич писал об Одессе: «Здесь представляется всё, что может занимать деятельного, образованного человека», и был уверен в «блистательной будущности» молодого города.
П.Т. Морозов
Праздники Рождества Христова и Новый год в Одессе
…Одесса имеет свою физиономию: здесь жизнь, дела, удовольствия носят радужный отпечаток, оттиснутый смесью нравов и обычаев. Отпечаток сей не представляет ничего резкого и блистательного, но многим нравится и многих привлекает на берега Чёрного моря.
В Одессе накануне Р.Х. почти во всех семейных домах бывают обеды, на которые приглашают родственников и близких знакомых. Вещественная часть этих обедов, кроме блюд, известных северным жителям, украшается свежими растениями с берегов Боспора, фигами, осахаренными собственным их соком, мучнистым рахат-лукум и богатою данью Чёрного моря: разновидными камбалами, среброчешуйной скумбриёю, крабами, креветками и проч. и проч.
Духовная сторона обедов, бывающих 24-го декабря, оживляется весёлым, откровенным разговором, мыслию об окончании занятий и перспективою праздничных удовольствий. Знаете ли, как зовут иногда на обеды, о которых мы сейчас говорили? Приглашением на кутью. Это происходит от перешедшего сюда из Малороссии обыкновения – в Крещенский и Рождественский сочельники подавать сарацинское пшено, вареное с изюмом. Мне рассказывали, что один москвич, недавно приехавший в Одессу, получив приглашение на кутью, подумал, что его зовут на поминки и явился в трауре с головы до ног, к великому страху хозяйки дома, верившей предвещаниям и приметам.
Детские праздники, бывающие в Одессе накануне Р.Х., перешли сюда из Германии. Приготовления к оным занимают родителей в продолжение нескольких дней. Обыкновенно покупают искусственные деревья и обвешивают их крымскими яблоками, миндалем, орехами. Вокруг этих плодоносных растений, утверждаемых на столах, покрытых чистыми скатертями, располагают игрушки, перенесённые сюда с берегов Сены и Темзы неутомимою торговлею. Герои праздника собираются у дверей, за которыми лежат дары родительской нежности. Здесь должно употреблять деятельные меры – для того, чтобы удержать их нетерпение, и разве сказка очень-очень страшная может отвлечь их внимание; … наконец, таинственная комната отворяется, и молодое поколение радужными гирляндами обвивает столы праздника.
В Одессе есть свои праздничные обыкновения, незнание которых может иногда навлечь большие хлопоты. Года с два тому назад, в день Рождества Христова, мне случилось заехать к одному иногороднему доктору. Я нашёл его за обедом и весьма подивился странному вкусу последователя Гиппократова: он ел суп с сахарными кренделями. «Верно, – сказал я, вы делаете опыты над действием, производимым на желудок смешением животной слизи с сахарным веществом?» – «Хорош опыт! – отвечал мне с досадою врач. – В вашем городе можно умереть с голоду, как на необитаемом острове». Этот упрёк всё объяснил: доктор не запасся хлебом 24 декабря и принужден был питаться кренделями – в Одессе первые 3 дня праздника все лавки, все мастерские заперты. Во время этой Великой Субботы торговли и промышленности вы не увидите – на улице ни одного водовоза, ни одного хлебопёка. Подобное явление случается и в первые три дня Святой недели.
Приехавшие в Одессу в 1824 и 1825 годах ещё могли познакомиться с обыкновением, теперь уже прекратившимся. Прежде здесь накануне Р.Х. и Нового года – почти во всю ночь раздавались выстрелы из ружей и пистолетов. Это было каким-то приветствием празднику. Стрельба происходила на дворах, разумеется, с нужными предосторожностями против пожара.
В Одессе, как и везде, последние числа декабря проходят быстро и украшаются разнообразными увеселениями: балы, вечера, итальянская опера попеременно занимают общество. Трудно писать метеорологию этой атмосферы мелодии света, газа, цветов и благоуханий: тут свои законы движения, свой магнетизм, свой огонь электрический…
«Какие главные предметы бесед, украшающих все эти собрания?» – спросит меня какой-нибудь чересчур любопытный наблюдатель нравов. Известия о житье-бытье наших чалмоносных соседей, рассказы о кораблекрушениях, зимою нередко случающихся на Чёрном море, политика, распоряжения местного начальства и проч. Впрочем, у нас есть свои легенды, которые, кстати, можно рассказать на святках. Например: могила девицы де Шабер и привидение Либентальское.
…Приятно взглянуть на зрелище, представляемое Ришельевскою улицею 31 декабря. В это время она оживляется приливом и отливом покупщиков, одетых в разнообразные костюмы. Вот блестит роскошная мантилья, выкроенная по образцу, только что изобретенному на берегах Сены, а лучи, ею отражаемые, падают на костюм, рисовавшийся в пустынях Аравийских, когда войско Израиля шло в Обетованную землю. Одежда итальянского шкипера зеленеет возле белого полушубка, надетого уроженцем Владимирской или Калужской губерний. Из-за длинной сквозной упряжки четвероместной кареты выказывается массивная еврейская бричка.
Декорации сцены, на которой движется эта кинетозография, – дома в два и три этажа – также принимают особенный вид. Вот из стеклянных дверей магазинов, как толпа насмешников, смотрят румяные маски, которые чрез несколько часов сделаются на многих головах лоснящимися дубликатами. На книжной лавке Сорона развевается исполинскими буквами написанное извещение о продаже «Одесского календаря», который, несмотря на все труды издателя, продаётся хуже академического «Месяцеслова»; окна кондитерских пестреют сюрпризами. Занимательно смотреть на все эти виды, пока ночь не покроет их своими завесами.
Несколько лет сряду мы встречаем Новый год на балах, которые даются Одесским клубом в доме г. Рено. Здесь самая интересная эпоха – наступление полночи: в это время на хорах залы открывается прозрачная картина с цифрою нового года. С появлением давно жданного изображения музыка утихает; партии виста прерываются; все спешат поздравлять своих знакомых. Бокалы шампанского, разносимые на огромных подносах, по распоряжению директоров Клуба, сверкают и пенятся в разных местах залы. Многие, взяв один из этих сосудов, осторожно пробираются к близким сердцу особам и в их присутствии пьют намагнитизированное шампанское. … Ужин, поданный на маленьких столиках, сменяется котильоном, блестящим финалом всех балов.
Во время праздников Рождества Христова одесская природа редко облекается снежным покровом. Часто в декабре и январе месяцах степь, окружающая наш город, блестит оазисами влажной зелени, а волны Эвксина в полной свободе шумят вокруг кораблей, приносящих к северным берегам Чёрного моря произведения южной природы.
Вот несколько очерков одесского быта во время праздников Р.Х. Пройдёт лет пять-шесть – и эти очерки будут изображением минувшего: физиономия нашего города, растущего не по дням, а по часам, изменится, выкажет черты, теперь незаметные; но всегда приятно будет вспомнить о красоте его первого возраста.
(Сокращено)
Подарок бедным: Альманах на 1834 год, изданный Новороссийским женским обществом призрения бедных. – Одесса: Печатано в Городской типографии, 1834.
Галина Семыкина
Оставьте отзыв