Демократическая литература начала ХХ века у многих народов Российской империи выдвинула таланты межнационального масштаба. Она развивалась главным образом в русле критического реализма. Передовых и свободолюбивых писателей не удовлетворяла роль критиков социальных болезней, они создавали образы положительных героев – типов эпохи.
А.М. Горький сыграл большую роль в развитии передовых национальных литератур в первые десятилетия ХХ века. Горький издавал альманахи ряда литератур, был лично и по переписке связан с большим количеством писателей многих народов России.
Все значительное, что появлялось в национальных литературах, привлекало внимание А.М. Горького. Творчество великого русского писателя и его личное участие помогло становлению и утверждению в литературе многих украинских, белорусских, грузинских, армянских, еврейских, латвийских, литовских и других национальных писателей.
В конце XIX и в начале XX века в Одессе жили и занимались литературной деятельностью видные представители еврейской литературы – Менделе Мойхер-Сфорим и Шолом-Алейхем.
Одесса всегда была многонациональным городом. И к концу XIX века сохранились многие причины, обусловившие существование на юге России крупного промышленного и культурного центра, населенного представителями различных национальностей. В Одессу приезжали найти работу, сюда приезжали учиться, еще со времен Пушкина Одесса была местом ссылки неугодных литераторов.
Например, основоположник новой еврейской классической литературы Менделе Мойхер-Сфорим приехал в Одессу в поисках работы и прожил здесь 36 лет.
Еще в XVIII веке, когда население Российской империи пополнилось значительной массой проживавших в Польше евреев, царское правительство отчасти по религиозным, отчасти по политическим мотивам установило для своих новых подданных так называемую «черту оседлости».
Евреям разрешалось проживать лишь в строго определенных губерниях, число которых в разные годы колебалось от 15 до 25. Эти ограничения постепенно усиливались. К концу XVIII в. их стали выселять из сельских местностей, а в начале XIX – из всех более или менее крупных городов. Они не могли больше ни заниматься земледелием, ни работать на возникающих в городах промышленных предприятиях, ни служить в государственных учреждениях. Гонимые отовсюду, они со временем сосредоточились в маленьких провинциальных городках и местечках, выведенных Менделе Мойхер-Сфоримом под именами Глупска и Тунеядовки, а в дальнейшем обобщенных Шолом-Алейхемом в его знаменитой Касриловке.
Не имея возможности зарабатывать на пропитание каким-нибудь производительным трудом, жители этих местечек дошли до ужасающей нищеты. Коза считалась уже достатком, лоток с товаром на рубль – средством к существованию, а убогий домишко и корова – целым состоянием. Уделом еврея-бедняка стала нищенская сума. Из города в город, от села к селу потянулись нескончаемые вереницы отчаявшихся голодных людей.
Менделе Мойхер-Сфорим ввёл в еврейскую литературу темы и проблемы русской передовой литературы применительно к национальному своеобразию еврейской действительности. Эту традицию развивал другой еврейский писатель, чье имя также связано с Одессой, – Шолом-Алейхем.
Его творчество снискало мировое признание.
Они были знакомы и дружны, их объединяла общая литературная позиция.
Шолом Нохумович Рабинович – настоящие имя и фамилия Шолом-Алейхема, родился в 18.02.1859 г. в Переяславе. Детские годы провёл в местечке Воронково, куда переехала разорившаяся патриархальная семья Рабиновичей. Учился в Хедере, в 1873-76 гг. в Переяславском русском уездном училище. В 1877 г. поступил домашним учителем к богачу Лоеву, на дочери которого Ольге женился в 1883 г.
Печататься начал в 1879 г.: корреспонденции и публицистические статьи на иврите, первые произведения на идиш – повесть «Два камня» и рассказ «Выборы». Под этим рассказом, опубликованным в газете «Еврейский народный листок» в 1883 г. впервые появился псевдоним Шолом-Алейхем – «Мир вам».
Ещё учась в Переяславском уездном училище, он выучил русский язык и зачитывался Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым. Очень любил поэзию Шевченко. Шолом-Алейхем хорошо знал передовую русскую классическую литературу и преклонялся перед величием ее идей. В его творчестве сильнее всего чувствуется влияние классической литературы критического реализма Гоголя, Островского, Тургенева, Чехова, а также Горького.
В художественных произведениях Шолом-Алейхем стремится реализовать свои взгляды. В своём первом социальном романе «Сендер Бланк и его семейка» (1887) он сатирически изображает пореформенную буржуазию; наряду с тем он создаёт в романах «Стемпеню» и «Иоселе-соловей» образы талантливых людей из народа, обречённых в условиях еврейской торгашеской среды на трагическую участь.
К началу 90-х гг. Шолом-Алейхем становится центральной фигурой в еврейской литературе. К этому времени произошли следующие события. Став после смерти тестя в 1885 г. опекуном богатого наследства, Шолом-Алейхем переехал в Киев, занялся коммерческой деятельностью и по неопытности обанкротился. Он уехал за границу, побывал во Франции, в Австро-Венгрии, и вернувшись в 1891 г. поселился в Одессе. Жил он в большой нужде, литературная работа не давала средств для безбедного существования.
Семья Шолом-Алейхема переехала в Одессу в октябре 1891 г., где прожила до мая 1893 г. С 1891 г. до конца проживания в Одессе писатель с семьей жил по улице Канатной № 26.
В 1892 г. у писателя родилась дочь Маруся. В это время он активно сотрудничал в местных русских газетах – «Одесском листке» и «Одесских новостях».
В газете «Одесский листок» Шолом-Алейхем за подписью «Сэр Соломон Рабинович» печатает «Типы малой биржи», первоначальный вариант романа «Менахем-Мендл».
Неудачные коммерческие операции сделали Шолом-Алейхема литературным пролетарием и дали возможность изнутри проникнуть в механику биржи, чтобы художественно раскрыть её социальную сущность в своих произведениях и особенно в «Менахем-Мендл».
Главный герой этого произведения «человек воздуха» Менахем Мендл оставляет своё родное местечко Касриловку, уезжает в Одессу и там начинает играть на бирже. Сначала всё идёт хорошо, он видит себя уже богатым человеком и строит фантастические планы изобильной, блестящей жизни. Но он теряет все деньги, вложенные в спекуляции, в том числе и приданое оставшейся в Касриловке любимой жены Шейне-Шендл. Об этом читатель узнает из переписки героя с женой. Эта переписка делится на серии и в каждой из них писатель проводит своего героя по замкнутому кругу: от мнимого восхождения к подлинному падению.
Из Одессы Менахем Мендл едет в Киев (в романе Егупец), далее в Петербург, Варшаву, и, наконец, в Америку.
Он бросается из одной авантюры в другую, но везде терпит крах, падает и поднимается, чтобы начать все сначала.
Шолом-Алейхем писал «Менахем-Мендл» в течении двух десятилетий, охватывающих величайшие экономические и социально-исторические события. И если письма героя 90-х гг. ещё полны оптимизма, несмотря на неблагоприятные результаты его коммерций, то в письмах 900-х гг. он начинает признавать, что все возможности обогащения для маленького человека из еврейского местечка неосуществимы.
«Менахем-Мендл» – вершина реализма Шолом-Алейхема, здесь больше всего проявляются ему одному присущие неповторимые приёмы, манера письма, метод и свойства художественного воплощения – он создаёт свою форму и свой стиль.
В годы жизни в Одессе Шолом-Алейхем активно сотрудничает с другим изданием – в «Одесских новостях». Здесь он публикует на русском языке 25 стихотворений в прозе. В той же газете он публикует «Бабушкины сказки» – «Чудо табакерки» и «Дедушкина лошадка». В них в фольклорной сказочной форме показан протест человека против зла и угнетения.
В 1894 г. писатель начинает публикацию глав одного из своих произведений – «Тевье-молочник», над которым он, как и над «Менахем-Мендл», работал около 20 лет. Тэвье тоже «маленький человек», но совсем другого склада, чем Менахем-Мендл. Тэвье – труженик, он связан с семьей и с такими же тружениками, как он сам.
В 1905-1907 гг. Шолом-Алейхем в связи с революционными событиями устанавливает контакты с выдающимися русскими писателями Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, М. Горьким, В.Г. Короленко, А.И. Куприным, Л.Н. Андреевым. В ноябре 1904 г. он посетил М. Горького в Петербурге и в письмах к родным восторженно отзывался о нем.
В 1905 г. Шолом-Алейхем заключил договор с деятелями еврейского театра Яковом Спиваковским и Сэмом Адлером о создании в Одессе художественного театра. Сам он был также и драматургом, автором многих пьес, и стремился дать новое радикальное направление еврейскому народному театру, но театр был закрыт по доносу одесского цензора, который счел пьесы Шолом-Алейхема очень тенденциозными. (Писатель придерживался антимонархических убеждений).
Дальнейшая биография и творчество Шолом-Алейхема не связаны с Одессой. Но Одесса не забывала великого еврейского писателя. В 1910 г. в Одессе была издана «Праздничная библиотека Шолом-Алейхема», посвящённая 25-летию его писательской деятельности. Заметки из газеты «Одесские новости» и «Одесский листок» рассказывают об успехе на одесской сцене комедии «За советом» с участием Леонида Утесова (1915 г.), о литературном вечере, посв. Шолом-Алейхему (1912 г.).
В 1910-1913 гг. вышло собрание сочинений Шолом-Алейхема на русском языке. Прочитав посланную ему книгу «Мальчик Мотл», Горький писал ему: «Книгу Вашу получил, смеялся и плакал – чудесная книга! Вся искрится такой славной добротой и мудрой любовью к народу…».
В октябре 1905 г. Шолом-Алейхем, пережив ужасы погрома в Киеве, уезжает в Америку, а в 1907 г. переезжает в Женеву.
Он пишет роман «Блуждающие звезды», заканчивает повесть «Мальчик Мотл», стоящую в одном ряду с «Менахем-Мендл» и «Тэвье молочником» – лучшими произведениями писателя. В этой повести он изображает всеобщее разорение Касриловки – типичного еврейского местечка, отчаянные попытки ее обитателей найти какой-то выход.
В «Мальчике Мотле» обобщены и завершены темы всего творчества Шолом-Алейхема.
В 1908 г. писатель вернулся в Россию, но тяжело заболел и вынужден был уехать за границу.
Первая мировая война застала его в Германии, он был направлен германскими властями в Берлин, потом в Данию, откуда в 1914 г. он уехал в Америку, где умер 15 мая 1916 г.
Шолом-Алейхем поднял еврейскую литературу на уровень мировой литературы. Сила его творчества в народности, реализме, в художественном новаторстве, в неподражаемом искрометном юморе, о котором в свое время Луначарский сказал: «Вместе со своими героями Шолом-Алейхем разрешал внутренние противоречия жизни в смехе».
Произведения Шолом-Алейхема широко издаются в Украине и России, переведены на многие языки народов мира. В советское время в Одессе была улица, носящая имя великого писателя.
Нужно добавить, что писательницей стала и внучка Шолом-Алейхема Бел Кауфман, написавшая замечательную книгу о школьниках «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Бел Кауфман умерла в возрасте 103 лет.
Долгое время она возглавляла фонд Шолом-Алейхема. 20 лет назад она приезжала в Одессу и выступала в ОЛМ.
Анна Божко
Оставьте отзыв