Двадцатый век… Ещё бездонней,
Ещё страшнее жизни мгла.
Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла…»
А. Блок
15 июня 2022 г. исполняется 155 лет со дня рождения выдающегося поэта-символиста, поэта Серебряного века, Константина Дмитриевича Бальмонта.
Век девятнадцатый сменялся новым веком, и предчувствие великого слома, казалось, витало в воздухе томительно и, вместе с тем, желанно. В поэзии приближался, говоря словами А. Ахматовой, некалендарный двадцатый век. Готовились и становились фактом революции. Чудом казались радио, немое кино, телефон, первые летательные аппараты и первые авто.
«Мы – дети того и другого века: мы поколение рубежа… ибо мы сами были рубеж, выросший из недр конца века», – писал А. Белый.
Духовные искания начала века преломились в сложную и многоплановую картину литературной жизни предреволюционного периода. Отрезок времени, в котором появились поэтические течения, школы, группировки к. 19-ого – н. 20-ого веков нарекли светло и звучно «Серебряным веком» русской литературы.
«И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…»
А. Ахматова
Символисты создали свою модель мироздания, которая восхищает завершённостью и размахом замыслов. Центр Вселенной вынесен за пределы Земли в космические дали, где скрыт источник символов.
«Вдали от Земли, беспокойной и мглистой,
В пределах бездонной, немой чистоты
Я выстроил замок воздушно-лучистый,
Воздушно-лучистый Дворец Красоты».
К. Бальмонт
Поэты-символисты видели в искусстве единственную надежду преображения мира через духовное начало. Мысль Вячеслава Иванова о том, что культура спасёт мир, стала отправной точкой концепции русского символизма.
Как самостоятельное течение символизм оформился к концу 90-х гг. 19 ст. во многом благодаря В. Брюсову, выпустившему в 1894-95 гг. три сборника «Русские символисты». К началу 20 века возникает издательство «Скорпион» с альманахами «Северные цветы», «Гриф», журналы «Весы» и «Золотое руно».
В Одесском Литературном музее экспонируются сборники начала 20 века, произведения теоретиков русского символизма – поэтов Д. Мережковского и В. Брюсова, прижизненные издания К. Бальмонта, Ф. Сологуба, И. Анненского, А. Белого и А. Блока. Есть также автограф В. Брюсова – дарственная надпись в адрес З. Гиппиус на его книге «Венок», изданной в Москве в 1905 г.
Константин Бальмонт (1867-1942) был одним из знаменитых поэтов России начала века. Был Бальмонт самым читаемым и почитаемым из одновременно гонимых и осмеянных декадентов. Его толпой окружали поклонники, его стихи заучивали наизусть и переписывали в альбомы. Бальмонту подражали и обвиняли, что «исписался».
«Если бы мне дали определить Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь сказала: – „Поэт“» (М. Цветаева).
«Земною красотой я сладко заколдован,
Ты мне позволила, чтоб жил я как поэт».
К. Бальмонт
Из рукописи поэта Александра Биска (фонд ОЛМ) узнаем, что в честь 25-летнего юбилея литературной деятельности Бальмонта в Одесском Лит-арт. обществе при огромной аудитории было прочитано три доклада. А. Биск делал сообщение под названием «Усталый май»… Как писал Биск в своей статье «Одесское литературно-артистическое общество»:
«Приближался 25-летний юбилей Бальмонта. Литературка решила отпраздновать его с большой помпой. Рекламе, которая была сделана, и организации этого вечера мог бы позавидовать сам Бума Вайнберг. За 2 недели до вечера пустили широковещательные объявления и статьи. Первым читал Василевский, вторым выступил Петр Пильский, который доказывал, что поэзия Бальмонта не мужская, а женская. Третий доклад, под названием „Усталый май“, был мой.
После вечера – грандиозные отчёты, карикатуры на всех участников и на Бальмонта, который по рецепту Пильского, изображён в платье девочки.
В следующем году Бальмонт приезжал в Одессу читать лекцию. Когда-то, в Париже, молодёжь забрасывала его цветами. Здесь мы остались втроём: он, его вторая жена, да я. Мы закончили вечер в „Северной“ за бутылкой вина. Бальмонт горько сказал: Где же ваши девушки с цветами?, потом он спросил, как справляли его юбилей. Когда он услышал название моего доклада „Усталый май“, он спросил меня: разве май может быть усталым? Но я возразил ему: А чьи это стихи? –
О, чудо мая
Неотвратимо,
Но время, тая,
Проходит мимо,
Но май устанет
И онемеет,
И ветер встанет,
Цветы развеет.
Бальмонт слушал как зачарованный – и, казалось, что он эти свои собственные стихи слышал впервые».
«Нынешнее поколение и представить себе не может, чем был Бальмонт для молодёжи самого начала текущего столетия», – писал А. Биск в другой статье под названием «Бальмонт».
Когда Бальмонт побывал в Одессе и встретился с А. Биском, шёл 1913 год, это был второй приезд Бальмонта в Одессу (первый, по словам дочери поэта, состоялся в 1898 году).
Известно, что поэт останавливался в гостинице «Северная» по адресу Театральный переулок, 12.
Поэт приезжал в Одессу, т.к. он совершал в то время лекционное турне по разным городам. Биск встречается со своим кумиром, дарит ему свою книгу «Рассыпанное ожерелье», Бальмонт со своей стороны надписывает поэту-одесситу экземпляр своей книги «Горящие здания»: «Поэту тонких настроений А. Биску. 1914. 27–28 марта, Одесса». Свидетельством их знакомства могут служить также отчество и адрес Биска, занесённые Бальмонтом в одну из его записных книжек (Одесса, Екатеринославская 12).
Книги Бальмонта неоднократно переиздавались. В 1904-1905 гг. символистским издательством «Скорпион» было подготовлено двухтомное издание «Собрания стихов» поэта, а в 1907 г. там же напечатано многотомное издание полного собрания сочинений. В экспозиции музея – автограф из письма жене Екатерине Александровне от 14.04.26 г. и две оригинальные фотографии поэта.
После первого посещения нашего города поэт написал стихотворение «В окрестностях Одессы»:
Узкая полоска синего лимана,
Жёлтая пустыня выжженных песков.
Город, изменённый дымкою тумана,
Медленные тени белых облаков.
Чахлая трава, измученная зноем,
Вдоль прямой дороги серые столбы.
Всё здесь дышит скучным тягостным покоем,
Всюду здесь недвижность пасмурной судьбы.
Только вечный ветер носится бесцельно,
Душным дуновеньем, духом мертвеца.
Только облака проходят беспредельно,
Скучною толпой проходят без конца.
1899
Анна Божко
Оставьте отзыв