«Я КОНКВИСТАДОР В ПАНЦИРЕ ЖЕЛЕЗНОМ» Николай Гумилев — путешественник и воин

«Я КОНКВИСТАДОР В ПАНЦИРЕ ЖЕЛЕЗНОМ» Николай Гумилев — путешественник и воин

Говоря о поэте Николае Степановиче Гумилеве, приятно вспомнить, что он имел к нашему городу самое непосредственное отношение: Одесса была отправным пунктом нескольких его экзотических путешествий в страны Африки. Что же влекло его в Африку, в путешествия, полные преград и опасностей?

10 сентября 1908 г. поэт впервые отплыл из Одессы на пароходе  «Россия» по маршруту «Одесса – Синоп» (Египет).

«Там пробыл четыре дня в карантине. Дальше Константинополь – Пирей. В Афинах 27 сентября осматривал Акрополь и читал Гомера. 1 октября – в Александрии. 3 – в Каире. 6 – опять в Александрии. Посетил Эзбекие, купался в Ниле…Поголодав изрядно…и оставив мысль о путешествии в Рим, Палестину и Малую Азию, куда намеревался попасть, занял деньги у ростовщика и вернулся в Россию…» (из дневника П.Н. Лукницкого).

Это был первый приезд в Одессу, город, где начинались его открытия и новые впечатления жизни. Спустя  шесть недель, возвращаясь  из Африки, он вновь оказался в Одессе.

Постоянно тоскуя по «своей Африке» он в 1910 г. 1 сентября выехал из Петербурга в Одессу. «Затем – морем: Константинополь – 1 октября, Каир – 12 октября, Бейрут, Порт-Саид – 13 октября, Джедда, Джибути – 25 октября.

В конце февраля из Джибути на пароходе через Александрию, Константинополь, Одессу отправился в Россию» (из дневника П.Н. Лукницкого).

До сих пор принято называть Гумилева «Поэт – рыцарь», «Поэт – воин».

Я конквистадор в панцире железном,

Я весело преследую звезду,

Я прохожу по пропастям и безднам

И отдыхаю в радостном саду.

Но исчерпывается ли  этими определениями весь масштаб личности поэта? Известно, что в формировании его мировоззрения огромную роль сыграл в свое время Фридрих Ницше и особенно его труд: «Так говорил Заратустра».

Ученица Гумилева Ирина Одоевцева писала в своих воспоминаниях «На берегах Невы» о том, что она поняла, что Ницше имел на него огромное влияние, что героический трагизм его мироощущения, презрение к слабым, напускная жестокость были им усвоены от Ницше. «И часто потом я подмечала, что он сам, не отдавая себе в этом отчета, повторял мысли Ницше».

Поэт довольно рано создает для себя определенный идейный запас, основанный прежде всего на книге «Так говорил Заратустра» и на представлениях самых различных (преимущественно французских) деятелей «оккультного возрождения».

Конквистадоры, рыцари, капитаны и прочие романтические персонажи обладают в стихах Гумилева почти сверхъестественной силой, волей, страстью. Именно вслед за ними, по их образцу формирует Гумилев свою поэтическую личность. В его самом первом сборнике «Путь конквистадоров» есть стихотворение «Песнь Заратустры»:

Юные, светлые братья

Силы, восторга, мечты,

Вам раскрываю объятья,

Сын голубой высоты.

Жаркое сердце поэта

Блещет как звонкая сталь.

Горе не знающим света!

Горе обнявшим печаль!

Ранней весной 1913 года поэт готовился в давно задуманную экспедицию по Африке. Он планировал отправиться в порт Джибути, а оттуда по железной дороге в Харрару. 9 апреля он прибыл из Петербурга в Одессу, а 10 апреля он сел на пароход «Тамбов». Ему предстояло осуществление четырехмесячного путешествия на далекий африканский континент.

В первой главе знаменитого «Африканского дневника» Гумилева нашли отражение одесские впечатления петербургского поэта. Впечатление об Одессе он сам определил как «странное»: «словно какой-нибудь заграничный город, русифицированный усердным  администратором». Образ заграничного города усиливало и впечатление от гуляющей по Дерибасовской публики, напоминавшей ему «парижский бульвар Сен-Мишель». Психология Одессы для Гумилева – это «ее детски-наивная вера во всемогущество хитрости, ее экстатическая жажда успеха».

Когда поэт впервые увидел Черное море, сердце его сжалось при виде «бледно-малахитовой полосы воды», дружных стай дельфинов «с лоснящимися спинами» и горящих в небе звезд.

«Неужели есть люди, которые не видели моря?», – торжественно  вопрошает Гумилев. Черное море, которое он увидел в Одессе, явилось как бы прообразом его дальнейших экзотических путешествий.

Поиски путей движения от прошлого к будущему, в котором поэтам, по представлению Гумилева, должна быть отведена важнейшая роль, неминуемо должны были привести Гумилева в Африку. А вот как звучал завет Заратустры: «…Заратустра был другом всех тех, что совершают далекие путешествия и не могут жить без опасностей».

Поэт Николай Гумилев в полной мере воплотил этот завет в жизнь.

Гумилев любил жизнь, любил людей. Он свято верил в то, что несмотря на все неустройства и несправедливости мира, во главе человеческого общества когда-нибудь станут поэты:

Земля забудет обиды

Всех воинов, всех купцов.

И будут как встарь друиды

Учить с зеленых холмов.

 

И будут, как встарь, поэты

Вести сердца к высоте,

Как ангел  водит кометы

К неведомой им мете.

 

Первая мировая война сломала привычный ритм жизни Николая Гумилева. Он добровольцем пошел на фронт. Его храбрость и презрение к смерти были легендарны. Редкие для прапорщика награды – два солдатских «Георгия» – служат лучшим подтверждением его боевых подвигов. В сборнике «Колчан» нашли отражение темы войны:

И залитые кровью недели

Ослепительны и легки,

Надо мною рвутся шрапнели,

Птиц быстрей взлетают клинки.

 

Я кричу, и мой голос дикий,

Это медь ударяет в медь,

Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть.

Говоря о военной лирике Гумилева, нельзя не помнить о психологических особенностях его личности. Гумилева не зря называли «поэт-воин». И теперь, после того, как мы поняли, отчего он так стремился в Африку, помня о завете Заратустры, мы можем глубже и полнее понять его безграничную отвагу, его стремление непременно участвовать в военных действиях. Современник поэта писал: «Войну он принял с простотою современной, с прямолинейной горячностью. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу война застала в наибольшей боевой готовности».

Николай Гумилев — путешественник и воин — ставил героику превыше всего. Героизм для него — спасение духа и чести. Поэт не упоминал ни в стихах, ни во фронтовых корреспонденциях о грязи фронтовой жизни, а писал, что самые счастливые минуты — перед боем. Поэт поклонялся величию войны и постоянно во время боевых действий перечитывал «Илиаду», предчувствуя свою дальнейшую судьбу:

И умру я не на постели

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще…

Со временем Анна Ахматова подтвердит, что Гумилев предвидел собственную судьбу. Уцелев в аду Первой мировой войны, поэт, как всегда с «Илиадой», пошел в свой последний бой: на допросы ЧК, потому что уже ночью не спал «в блузе светло-серой невысокий старый человек»:

Он стоит пред раскаленным горном,

Невысокий старый человек.

Взгляд спокойный кажется покорным

От миганья красноватых век.

 

Все товарищи его заснули,

Только он один еще не спит:

Все он занят отливаньем пули,

Что меня с Землею разлучит.

 

 

Анна Божко

 

 

 

 

 

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован.