Заньковецкая Мария Константиновна (1854-1934) – великая украинская артистка. Родилась 4 августа 1854 в селе Заньки Черниговской губернии Нежинского уезда в старинной дворянской семье помещика Адасовского. Когда Мария получила приглашение поступить в первую труппу под руководством Кропивницкого и Старицкого, на семейный совет съехалась вся огромная семья Адасовских – решать, можно ли ей идти на сцену. Разрешение играть в театре Мария получила, но ей запретили выступать под своей фамилией. Таким образом, став всемирно известной артисткой, она прославила не свою аристократическую фамилию, а имение Заньки, где впервые увидела Божий мир, по его названию взяла себе сценический псевдоним – Заньковецкая.
Впервые одесские зрители увидели Заньковецкую в роли Наталки Полтавки на гастролях 1883 года и с тех пор стали преданными поклонниками несравнимого таланта великой актрисы.
Именно в одесской газете впервые была дана печатная характеристика актёрскому таланту Марии Константиновны Заньковецкой: «Госпожа Заньковецкая является первостепенной звездой, первой украинской актрисой без каких-либо недостатков. Говорить о ней детально, перечислять все её прекрасные актёрские данные и напрасно и нелегко. Отметим, однако, самое главное. Чудесный талант её чрезвычайно разнообразен: в драме вызывает она ежевечерние истерические вопли зрителей, в комедии заставляет она смеяться без меры, в оперетте не имеет себе равных – разнообразность женской актерской натуры такая, какой ещё не было на малороссийских подмостках. Самой присущей этому таланту чертой является исполненный правды, простоты и естественности реализм. Этот реализм проявляется в каждом слове и движении актрисы. Владея именно таким талантом, актриса, с её сверхчуткой нервной системой, может довести свою игру до самозабвения, результатом чего является такое же самозабвение публики, перед изумлёнными и удивлёнными глазами которой предстаёт уже не госпожа Заньковецкая, подражающая то ли грустной, то ли весёлой действительности, а сама действительность, вид которой легко может вызвать как смех, так и слёзы. От её игры зрителю делается и жутко, и страшно; видя смерть, горе, несчастье, он плачет (в полном смысле этого слова) теми же слезами, которые льются из глаз актрисы, а её слезы – слёзы героини, обыкновенной падчерицы жизни… Охватывает зрителя и неподдельное веселье; видя заслуживающие смеха жизненные явления, он искренне и весело смеётся смехом, далеко стоящим от какого бы то ни было даже намёка на подделку, смехом, каким смеялась и артистка, а её смех опять-таки являющийся смехом героини, преимущественно неженки жизни… Ввести такой настоящий реализм в игру с пением – это уж очень тяжело, но и в этой области господствует г. Заньковецкая…».
Со временем имя Заньковецкой вошло в историю театра как имя великой драматической артистки. Однако в первые годы деятельности на профессиональной сцене ей приходилось значительно чаще выступать в комедиях, чем в драмах, и первые её сценические успехи были связаны с выступлениями не в драматических, а комических ролях. У Заньковецкой был большой репертуар в комедии, водевиле и комической опере: Прасковья «По ревізії» М. Кропивницкого, Проня «За двома зайцями» М. Старицкого, Ульяна «Сватання на Гончарівці» Г. Квитки-Основьяненко, Цвиркунка «Чорноморці» М. Старицкого, Оксана «Запорожець за Дунаєм» С. Гулака-Артемовского. И впоследствии многогранность таланта Заньковецкой позволяла трагической Лимеривне творчески уживаться с жизнерадостной Цвиркункой.
Одесситы любили и ценили игру всех артистов корифей, но особую любовь и уважение одесский зритель отдавал М.К. Заньковецкой. Её называли «звездой украинской сцены», ей дарили корзины с цветами, посвящали стихи, признавались в любви на улицах. Актриса имела неслыханную популярность среди самых разных слоев населения. Когда в 1898 г. в Одесском городском театре Пётр Чайковский дирижировал оперой «Пиковая дама», Заньковецкая приветствовала композитора и послала ему венок с надписью: «Смертная – бессмертному». Чайковский был в восторге от игры Заньковецкой в спектакле «Безталанна» и торжественно вручил актрисе венок с надписью на лентах: «Марии Заньковецкой – бессмертной, от смертного».
Одесские поклонники таланта Заньковецкой изобрели оригинальный способ отблагодарить артистку за её непревзойдённую игру. Они писали ей стихи, печатали их в виде открыток и после спектакля под бурные аплодисменты и приветственные крики разбросали по залу. В экспозиции Одесского литературного музея, посвящённой истории театра корифеев, сохраняется такая открытка, датированная январём 1889 года.
«Знаменитой артистке М.К. Заньковецкой в день её бенефиса 31 января 1889 года.
Ты не играешь, ты живёшь
На сцене, роли исполняя;
Талантом типы создаёшь,
У всех восторги вызывая.
Прими ж сердечный наш привет;
Буди в нас искренние чувства
Добра, любви и много лет
Живи для славы и искусства».
Это написано человеком, который, возможно, написал единственное стихотворение в своей жизни. Но написал потому, что не мог его не написать. Эти бесхитростные рифмованные строки представляют собой свидетельство искреннего восхищения дарованием гениальной артистки.
В 1912 г. Одесса с размахом отметила тридцатилетие творческой деятельности любимой артистки.
Умерла Мария Константиновна Заньковецкая 4 октября 1934 года в Киеве.
Галина Закипна
Оставьте отзыв