Актёр и драматург И.К. Карпенко-Карый

Актёр и драматург И.К. Карпенко-Карый

Карпенко-Карый Иван Карпович [сценический и литературный псевдоним Тобилевича Ивана Карповича] (1845-1907) – выдающийся украинский драматург и актёр. Старший брат в талантливой плеяде Тобилевичей, основателей профессионального украинского театра.

И.К. Карпенко-Карый родился 29 сентября 1845 года в слободе Арсеновка, теперь в составе села Веселовка Новомиргородского района Кировоградской области в семье управляющего помещичьим имением.

В 1859 году окончил уездное училище в Бобринце. В 1859-1865 годах работал в полицейской канцелярии, служил в городской ратуше в Бобринце. В 1865 году переезжает в Елисаветград, служит в Елисаветградском полицейском управлении. Вместе с Кропивницким организовал в городе любительский драматический кружок.

В 1868-1869 годах работал секретарём городского полицейского управления в Херсоне, потом снова в Елисаветградском полицейском управлении, дослужился до коллежского секретаря. В 1883 году за откровенные украинофильские настроения и их активную пропаганду был уволен с работы и уже до конца своей жизни находился под полицейским надзором.

В 1883 году вступает в украинскую труппу под руководством М.П. Старицкого и М.Л. Кропивницкого, в августе находится на первых гастролях в Одессе, где его с восторгом приняли зрители и рецензенты. Для сцены взял псевдоним Карпенко-Карый.

В 1884 году сценическая карьера Карпенко-Карого была прервана: его выслали в Новочеркасск под гласный надзор полиции на три года. Получил возможность вернуться на сцену в 1888 году. Одесситы на гастролях снова видят своего любимого актёра.

Современники отмечали характерные особенности актёрской игры Карпенко-Карого: «Иван Карпович Карпенко-Карый в определённой степени отличался от своих братьев манерой актёрского исполнения. Он, например, избегал сценической аффектации, подчёркнутой подачи текста, интонации и поэтому некоторым мог казаться однообразным актёром с пониженной эмоциональной отдачей. Но это было ошибочное впечатление, это был не недостаток, а своеобразная актёрская манера, которая базировалась на особом, так сказать, ультрареалистическом понимании им задач театра, в котором естественно правдиво представлены слова и вкладываемые в них мысли автора должны быть на первом месте, а потом уже другие эффекты эмоционального и художественного порядка. Поэтому-то Карпенко-Карый так очень тщательно выписывал свои произведения и, совершенствуя их, переписывал по нескольку раз. Поэтому-то и все роли, которые он выполнял, имели спокойную, уравновешенную реалистическую форму с чётко донесённым текстом и ярко реалистично выявленным характером, без всякого подчёркивания и театральной условности. Его сценические персонажи были не какими-то исключительными, а обычными людьми, которых мы всегда встречаем в жизни, и поэтому они были правдивы и убедительны» (П. Коваленко «Актёр И.К. Карпенко-Карый»).

Литературную деятельность Карпенко-Карый начал в середине 1870-х годов в качестве критика, фельетониста и публициста. Первый рассказ «Новобранец» опубликовал в 1883 году в украинском альманахе «Рада», изданном в Киеве М.П. Старицким. Из прозы известен ещё русскоязычный фельетон «Сказка», опубликованный в 1884 году в газете «Одесский вестник».

В драматургическом наследии Карпенко-Карого 18 оригинальных пьес и несколько переделок. Первая пьеса «Чабан» (1883, опубл. 1885) была запрещена цензурой и получила разрешение на публикацию и показ на сцене в Российской империи в переработанном виде под названием «Бурлака» только в 1897 году. Этой пьесой Карпенко-Карый заявил о себе как о создателе украинской социальной драмы.

Драма «Бондарівна» (1884, опубл. 1886) и сатирическая пьеса «Розумний та дурень» (1885, опубл. 1886) впервые были поставлены в Одессе в 1885 году и имели огромный успех. София Тобилевич вспоминала: «Николай Садовский, получив “Бондарiвну”, немедленно ответил нам, что берётся за постановку обеих пьес и первой покажет “Розумного”, а затем и “Бондарiвну” в Одессе, куда труппа собиралась переезжать. Николай Карпович считал, что такие интересные пьесы, особенно «Розумного та дурня» стоит показать сначала одесситам, потому что они интересуются украинским театром и любят украинских актёров. Из тех городов, которые разрешено было посещать украинским труппам, только Одесса могла как следует оценить что-то новое в нашем репертуаре» (С.В. Тобилевич «Мои тропы и встречи»).

В то время супруги Тобилевичи находились под надзором полиции в Новочеркасске, ни сам драматург, ни его жена-актриса не могли присутствовать на премьерных показах, поэтому их очень впечатлило и тронула такое событие: «Когда труппа начала представлять обе пьесы в Одессе, какая-то добрая душа додумалась высылать нам регулярно все газеты с рецензиями на спектакли и на исполнение ролей артистами. И вот, зимой 1886 года мы до самого поста получали “Одесский Вестник” и “Одесский листок”, которые очень доброжелательно писали и о пьесах Тобилевича, и об игре актёров» (С. Тобилевич «Мои тропы и встречи»).

Наиболее известные пьесы Карпенко-Карого, до сих пор не сходящие со сцены, это «Мартин Боруля» (1886, опубл. 1891), «Сто тисяч» (1890, опубл. 1891) и «Хазяїн» (1900, опубл. 1902). Вершиной украинской драматургии классического периода считается трагедия «Савва Чалий» (1999, опубл. 1900). В конце жизни Карпенко-Карый вернулся к жанру комедии, задумал трилогию на тему «отцов и детей», однако успел написать лишь две пьесы – «Суєта» (1903, пост. 1904, опубл. 1905) и «Житейське море» (1904 , пост. и опубл. 1905).

София Тобилевич, которая была свидетелем того, как рождались пьесы Карпенко-Карого, писала: «Писатель Тобилевич строго выверял весь свой словесный материал и шлифовал, шлифовал старательно и без сожаления свой язык.

Сначала я очень удивлялась строгости Ивана к себе самому. Много раз мне казалось, что он слишком уж много слов выбрасывает из написанного им текста. Но когда работа над пьесой двигалась к концу, я видела, что правда была не на моей стороне, а на стороне строгого и требовательного автора. Я убедилась в том, что скупость текста помогла писателю сделать свои персонажи более яркими и выразительными в плане их характеров» (С. Тобилевич «Мои тропы и встречи»).

В Одессе вышло первое полное издание драм и комедий И.К. Карпенко-Карого (1897-1905, последний пятый том был собран в Одессе, но издан в Полтаве). И.Я. Франко писал: «Он был одним из отцов современного украинского театра, выдающимся артистом и притом великим драматургом, которому равного не имеет наша литература».

Умер 15 сентября 1907 года в Берлине, похоронен в селе Карлюжино, теперь село Карлюговка Кировоградского района Кировоградской области.

 

Галина Закипна

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован.