«Одесский период» в воспоминаниях Льва Троцкого

«Одесский период» в воспоминаниях Льва Троцкого

Лев Троцкий известен как один из самых влиятельных политиков XX века. Однако его детской мечтой было стать писателем.
В каком-то смысле он им стал: перу Троцкого принадлежит большое количество книг, статей, прокламаций, речей. Многие современники отмечали несомненный литературный талант Троцкого, проявлявшийся в его политических работах. Так, например, известный драматург Джордж Бернард Шоу даже называл Троцкого «королём памфлетистов». Может быть, литературный талант Троцкого был дан ему от природы – ведь не зря его родственницей была знаменитая поэтесса Вера Инбер.
В эмиграции Лев Троцкий перестал активно заниматься политикой, зато стал писать куда больше. Одна из самых весомых работ этого периода – книга воспоминаний «Моя жизнь». Лев Троцкий вспомнил о всех важных вехах своей биографии, в том числе и об одесском периоде.
Лев Троцкий, тогда ещё мальчик Лёва, жил в Одессе в период с 1889 по 1895 год в семье своего двоюродного брата Моисея Шпенцера, отца Веры Инбер. Здесь Троцкий учился в реальном училище Святого Павла, что, несомненно, оставило отпечаток на его личности. В целом, воспоминания Троцкого об Одессе несколько необычны и позволяют внести новые штрихи к образу Одессы конца XIX века.
Более всего поражает отношение мальчика к Одессе. Троцкий вспоминал: «Я совсем мало жил жизнью улицы, площади, спорта и развлечений на открытом воздухе… Город мне представлялся созданным для занятий и чтения». Похожее отношение у Лёвы было и к морю: «Странным образом море в тот период вообще не занимало в моей жизни никакого места, хотя на берегу его я прожил семь лет. За все это время я ни разу не катался на лодке, не ловил рыбы и вообще встречался с морем только во время переездов в деревню и обратно». Даже со своими сверстниками Троцкий общался неохотно и почти не заводил с ними знакомств.
Зато Лёве очень понравилась учёба. В «Моей жизни» Троцкий не пожалел художественных средств, чтобы изобразить свой детский восторг от первых уроков в училище: «За спиною у меня был новенький ранец, а в нём новенькие учебники в блестящих переплётах и красивый пенал со свежеотточенным карандашом, новенькой ручкой и резинкой. Я восторженно нёс весь этот груз великолепия по длинной Успенской улице, радуясь, что путь до школы неблизок. Мне казалось, что все прохожие глядят с изумлением, а некоторые, может быть, и с завистью на моё замечательное снаряжение». Позже, конечно, такие яркие впечатление от училища поблёкли, и, по выражению Троцкого, воспоминания об училище остались окрашенными в серый цвет. Зато здесь он приобрёл привычку к систематическому труду и стал дисциплинированным.
Литература была едва ли не самым любимым предметом у Лёвы. Даже несмотря на то, что преподаватель не стремился заинтересовать учеников, Троцкий вспоминал, что он очень любил писать сочинения и вообще чувствовал к ним пристрастие. Он читал не только обязательные пособия по литературе, но и дополнительную литературу, выписывал понравившиеся места из прочитанных книг. На увлечение Троцкого литературой повлиял и Моисей Шпенцер, в будущем ставший одним из самых известных издателей. Шпенцер любил на ночь читать вслух детям писателей-классиков, чаще всего Пушкина или Тургенева. Также Шпенцер много и охотно разговаривал с Лёвой о литературе. Вместе со своим двоюродным братом Лёва даже задумал литературный журнал «Капля». Троцкий с иронией вспоминал: «Мысль была такова: второй класс реального училища святого Павла вносит свою каплю в океан литературы». Впрочем, школьные журналы в то время были запрещены, и «Капля» осталась лишь неудачным опытом.
Книги занимали огромное место в жизни Троцкого в одесский период. Мальчик запоем читал самых различных писателей – Гёте, Толстого, Диккенса, Некрасова. Детям не рекомендовалось читать газеты, но Троцкий читал и их. Среди журналистов Троцкий особо выделял Власа Дорошевича, которому дал сжатую и вместе с тем полную оценку: «он был несомненный талант и дерзкой формой безобидных по существу фельетонов как бы приоткрывал отдушину из придавленной Зеленым Вторым Одессы». Лев Троцкий был горд тем, что среди друзей семьи Шпенцера были настоящие журналисты, с которыми он мог познакомиться. Среди этого круга людей Троцкий особо выделил Сергея Сычевского – «старого журналиста, романтика и известного на юге знатока и истолкователя Шекспира». Сычевский сразу почувствовал привязанность к маленькому мальчику и даже давал ему литературные задания – например, сравнить стихотворения «Поэт и книгопродавец» Пушкина и «Поэт и гражданин» Некрасова.
Учёба Троцкого оборвалась практически перед самым окончанием последнего класса – он был исключен из училища святого Павла по пустяковому поводу. После этого Троцкий уехал из Одессы и занялся революционной деятельностью. У него осталась обида на город, в котором он не мог чувствовать себя свободно и в котором его старания остались неоценёнными. Свою обиду Лев Троцкий персонифицировал в образе тогдашнего городского головы, контр-адмирала Павла Зеленого (он же Зеленой Второй). Несмотря на то, что мальчик видел его лишь один раз, Зеленой остался в его памяти как самый яркий образ нелюбимой, старорежимной Российской империи.
История во многом состоит из мелочей. Может быть, если бы Троцкий смог окончить реальное училище, он бы постарался закрепиться в литературной среде и стал бы журналистом либо писателем. Тогда бы и Одесса запомнилась Троцкому совсем другим городом.

 

Михаил Самофатов

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован.