Память старого «Гамбринуса»

Память старого «Гамбринуса»

 И снова подшивки старых газет, хранящиеся в фондах Одесского литературного музея, напоминают о литературном прошлом нашего славного города. И снова речь пойдёт о газете «Моряк», имеющей прочную связь с литературной историей Одессы: в её редакции в 1920-21 годах работал К. Паустовский, тогда же публиковались стихи Ю. Олеши, В. Катаева, Э. Багрицкого, рассказы И. Бабеля.

А с 1977года в газете стали появляться статьи нашего сотрудника – Александра Розенбойма, публиковавшегося под псевдонимом Р. Александров. Предлагаем вашему вниманию одну из таких статей.

На этот раз речь пойдёт об одной из визитных карточек Одессы: пивной «Гамбринус», неотделимой в народной памяти от игравшего там Сашки-музыканта (А. Певзнера), чей образ стал основой знаменитого рассказа А. Куприна. Однако не многие знают, что А. Куприн не был первым писателем, вдохновлённым «Гамбринусом» и музыкой скрипача Сашки – его легенда началась гораздо раньше…

 

Память старого «Гамбринуса»

 «Утром 24 февраля 1903 года из ворот типографии «Одесских новостей» вылетела стайка разносчиков газет, которые стремительно и шумно растекались по улицам,  –сегодня они были хозяевами сенсации:

– Читайте!

– Волшебная скрипка!

– Только в «Одесских новостях»!

Так рекламировалась очередная глава нового большого очерка одесского писателя Л. Кармена «На дне Одессы», которая называлась «Волшебная скрипка».

«Айда теперь до Гамбринуса Сашку слушать!.. Сашка сидел, развалившись на стуле, и играл на скрипке, а ему аккомпанировали с двух сторон два молодых человека весьма приятной наружности. Сашка! Сашка! Его идут слушать со всех концов Молдаванки, Пересыпи и Слободки-Романовки!».

Сашку-скрипача из «Гамбринуса», конечно, знали и запомнили многие, а вот очерк Л. Кармена постигла судьба, увы, обычная для старых газетных материалов: он был написан, напечатан, прочитан и… забыт.

Это была своего рода моментальная фотография «Гамбринуса», интересная сегодня как свидетельство документальности написанного тремя годами спустя знаменитого рассказа А. Куприна, полного отзвуков первой революции. Трудно сказать, кто именно из одесских друзей привёл Александра Ивановича Куприна в «Гамбринус» – тот же Л. Кармен или печатники «Одесских новостей», репортёр А. Ловенгард, будущий сотрудник «Моряка», или большефонтанские рыбаки. А может, он сам нашел его, считая, что «о душе большого города музеи и дворцы говорят гораздо меньше, чем старые улицы, чем рынок, порт, набережная и, конечно, больше всего – дешёвый трактир попроще».

У каждого литератора свои особенности и приёмы работы. А.И. Куприн, который отнюдь не страдал отсутствием творческого воображения, сказал однажды, что не может написать ничего хорошего, если в произведении не будет реальной основы… Он подружился с Сашей-скрипачом, бывал у него дома на Садиковской, дом 40, а вечерами приходил в «Гамбринус» и, выбрав дальний угол потемнее, потягивал пиво, курил, слушал Сашу, приглядывался и изредка что-то быстро записывал.

Рассказ был напечатан в 1907 году в февральской книжке журнала «Современный мир», а через месяц А.И. Куприн приехал в Одессу, принёс в «Гамбринус» экземпляр журнала с дарственной надписью – его потом долго показывали посетителям – и серебряный портсигар в подарок Сашке. Он показал его журналисту А. Аренбергу, впоследствии репортёру «Моряка», тот рассказал об этом автору этих строк, последний – сегодня читателям. Так иногда протягивается ниточка из прошлого…

После появления куприновского рассказа «Гамбринус» стал популярным в среде приезжих и местных писателей и журналистов, и в этом плане его можно считать предшественником известных одесских литературных кафе начала 20-х годов.

– «Гамбринус», – вспоминал друг юности Эдуарда Багрицкого Б. Скуратов, – сохранил почти полностью обстановку, описанную Куприным, Сашка сидел на положенном месте и под аккомпанемент гармони и фортепьяно попеременно играл то на скрипке, то на окарине».

На гармони играл тогда молодой Константин Николаевич Вересковский, за фортепьяно сидел его брат Игнат Николаевич. А аккомпанировали они Александру Яковлевичу Певзнеру, который был известен в Одессе под именем Сашки-скрипача из «Гамбринуса».

Автор этих строк неоднократно беседовал с Константином Николаевичем, который в течение многих лет хранил фотографию оркестра «Гамбринуса», воспоминания об Александре Ивановиче Куприне, Сашке-скрипаче, многих постоянных посетителей «Гамбринуса».

Р. Александров,

старший научный сотрудник

Одесского государственного

литературного музея.

Газета «Моряк» №22, 1978 год. »

 

Кларисса Ярошевич

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован.