«Истинное счастие есть непрерывная деятельность…»

«Истинное счастие есть непрерывная деятельность…»

Николай Иванович Гнедич (1784-1833) – поэт пушкинской поры, знаменитый переводчик гомеровской «Илиады». Его образованность (он учился в Полтавской духовной семинарии, затем в Харьковском коллегиуме и Московском университетском пансионе), любовь к литературе и высокое служение ей, увлечение театром, многолетняя служба в Императорской публичной библиотеке, постоянство во вкусах и верность друзьям (в том числе осужденным декабристам)  создали поэту репутацию человека целеустремленного, возвышенного и сильного.

П.А. Вяземский писал: «Гнедич в общежитии был честный человек, в литературе он был честный литератор. Да, и в литературе есть своя честность, свое праводушие. Гнедич  в ней держался всегда без страха и без укоризны. Он высоко дорожил своим званием литератора и носил его с благородной независимостью».

Переводы трагедий Шиллера, Вольтера, Шекспира, выполненные Гнедичем, обогатили репертуар отечественного театра. Но подлинную славу поэту принес подвиг длиною в жизнь: перевод на русский язык «Илиады» Гомера, осуществленный размером подлинника – гекзаметром.

Для нас немаловажен факт, что завершал свой многолетний труд Н.И. Гнедич в Одессе, где жил в 1827–1828 гг. Текст перевода в основном был уже написан, но поэт продолжал его шлифовать, внося дополнения и поправки («Выполоскал несколько песен Гомера, – писал он В. А. Жуковскому из Одессы 18 апреля 1828 г., – но боюсь, чтобы не вышли слишком греческие»). С материалами, посвящёнными пребыванию поэта в нашем городе, можно познакомиться в Одесском литературном музее.

Перевод «Илиады» вышел в свет в Петербурге в 1829 г. и был восторженно встречен современниками. Для Гнедича особенно важной была высокая оценка, данная его труду А.С. Пушкиным.

В творческом наследии Н.И. Гнедича, помимо переводов и оригинальных произведений, сохранилась тетрадь с записями личного характера – «Записная книжка», ныне совершенно забытая.

Вниманию читателей предлагаются выдержки из «Записной книжки» Н.И. Гнедича. Здесь поэт предстает в неожиданном ракурсе: одинокий, ранимый человек, страдающий от несовершенства окружающего мира, и вместе с тем это глубокий мыслитель, чьи рассуждения не чужды и нашему времени.

 

Н.И. Гнедич. Записная книжка

(Отрывки)

 

***

 Несчастие есть преждевременная старость.

***

 Одни несчастные сострадательны. Сердце человека подобно тем древам, которые не прежде испускают целебный бальзам свой, пока железо им самим не нанесет язвы. Только несчастный может судить несчастного. Сердце, загрубелое в счастии, не в состоянии понимать злополучного.

 ***

 Воображение есть способность, которую так же надо питать, как ум.

 ***

 Четверть любви с тремя четвертями дружбы составляют счастливейшее соединение душ.

 ***

 Я люблю более искать красот, чем считать ошибки сочинения. Люблю лучше возвышать человека перед человеком, нежели унижать его. При том же более можно научиться удивлением, нежели отвращением, первое пробуждает в вас присутствие гения, а последнее ограничивается, чтобы открывать недостатки, всем почти видимые. В одном прекрасном порядке неба чувствуется Божество, а не в некоторых беспорядках природы.

 ***

 Народ, без сомнения, не имеет права роптать, но, верно, он имеет право молчать; и его молчание есть урок для царей.

 ***

 Для меня подлость есть презреннейший порок человека.

 ***

 Истинное счастие есть непрерывная деятельность, непрерывное усилие, следовательно, оно лежит, может обитать только в такой душе, которая посвятила себя народному благу и славе.

 ***

 Весьма осторожно надо вступать в союз с людьми, имеющими одинакие с нами искания в славе и счастии.

 ***

 Я не неверующий, но не думаю, чтобы сомневаться в бессмертии человека значило отрицать бытие Бога. Одна наша малозначительность и нашей земли, в сравнении с беспредельностью, в которой она слабый атом, принуждает меня думать или верить, что наши притязания на вечность, кажется, слишком преувеличены.

 ***

Молитва – есть дыхание души.

 ***

 Истину, как и детей, нельзя рождать без болезни.

 ***

 Благодарности надо учиться у земли, возвращающей сторицею.

 ***

 Кто берет на себя государственную должность, не имея на то способностей, тот бесчестнее и виновнее разбойника: он погубляет государство.

 ***

 Если бедность не есть порок, так причина пороков, к которым бедные принуждены иногда прибегнуть.

 ***

 Не должно хвалить обычаев чужой земли, ибо, если люди не уверены, что их обычаи самые лучшие, то скоро захотят переменить их.

 ***

 Первый, издавший крик о равенстве, был его враг; если это был человек из народа, он алкал золота богачей, если богач – он хотел почести вельмож, если вельможа – жаждал верховной власти; и вот какого равенства желают все, о нем вопиющие; вот о каком равенстве мечтали в XVIII веке, но мы видели и грозное начало, и быстрый конец кровавым мечтам сим. Нет равенства в природе, нет его на земле, и не может быть в обществах человеческих.

 ***

 Я никогда не хотел бы быть писателем, если б мне дали делать. И кто захочет писать, если он может действовать? Но кто и кому даст действовать у нас?

 ***

 Государства доводятся до такого положения, что в них мыслящему человеку ничего не можно сказать без того, чтобы не показаться осуждающим и власти, которые это делают, и народ, который это переносит. В такие времена безнадежные должно молчать. В такие времена печальные молодые люди до старости, а старые до гроба доходят в молчании.

 ***

 Если б я искал славы, я бы, во-первых, искал могущества, во-вторых, угождал так называемым требованиям времени и новым идеям. Но я жил в мире своих идей, хотя не совсем классических, но совершенно противоположных новым, относительно словесности и правил благородного человека.

 ***

 По естественному расположению я ласков, однако ж не менее того суров, иногда от того, что недоволен собою, иногда от того, что недоволен другими. Недоволен собою я бываю от того, что мне всегда хочется достигнуть какого-то совершенства, а особенно в стихах моих, недоволен другими потому, что мои свободные, но немного строгие правила и мои пламенные чувства не могут легко согласоваться с другими.

 ***

 Долго испытывая, что такое счастье, или, лучше сказать, на чем бы я хотел основать мое счастье, нахожу, что постоянство и однообразие жизни, спокойствие духа, образованность сердца и разделение чувств его – вот источники счастия, мною воображаемого. Только воображаемого? – как я беден!

 

Галина Семыкина

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован.