Давид Бурлюк – одна из наиболее ярких фигур авангардного искусства и поэзии начала 20-го века, называл себя основоположником отечественного футуризма. Футуризм (от лат. слова «футурум» – будущее) возникает в 1910 гг.
В этом году исполняется 140 лет со дня рождения художника и поэта, футуриста Давида Давидовича Бурлюка. Нужно сказать, что происхождения Давид Бурлюк был украинского. Родился 9(21) июля 1882 г. в семье агронома-самоучки Бурлюка Давида Федоровича, управляющего Чернодолинским заповедным имением графа А.А. Мордвинова. У него было два брата и три сестры – Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила стали художниками, Николай – поэтом. Они также участвовали в движении футуристов.
С детства увлекался рисованием. Учился в Александровской гимназии города Сумы. В детстве родной брат случайно лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой. Впоследствии Давид ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля.
Испытав явное влияние живописного футуризма и европейских футуристических литературных течений, прежде всего итальянского (в экспозиции ОЛМ представлена книга Ф. Маринетти «Distruzione poeta futurista»), русский футуризм существенно отличался от европейского.
Это литературное явление начала века во многом обусловлено трагедией I-ой мировой войны и развитием революционных событий в России.
В группу «Гилея» – кубофутуристов (или «будетлян», как они себя называли) вошли Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, Ал. Кручёных, В. Каменский, В. Маяковский. Кубофутуристы прежде всего отрицали каноны символистской эстетики.
Были и две другие группы: «Мезонин поэзии» во главе с В. Шершеневичем и «Центрифуга», в которую входили С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак.
В ОЛМ экспонируется сборник «Садок судей» с публикацией манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу» и произведениями поэтов-футуристов. Также экспонируются фото и книга «Студия импрессионистов» с публикациями Д. Бурлюка, Н. Бурлюка и В. Хлебникова.
В нашем городе Давид Бурлюк бывал неоднократно. Вот что Бурлюк пишет о самом первом знакомстве с Одессой: «1902 год, однако, я уже учился в Одесском художественном училище: Преображенская, 25 (автор ошибся – он учился в Одессе в 1899-1901 годах). Лето 1902 года было для меня „историческим“. Я начал писать красками – запоем. Мой отец Давид Фёдорович нашёл хорошую службу управляющего в имении „Золотая Балка“ Святополка-Мирского…Отец дал мне сто рублей: я поехал в Одессу и вернулся в „Золотую Балку“, на берег Днепра с целой корзинкой прекрасных красок. Теперь ночной сторож будил меня, когда начинали тускнеть очи украинских звёзд, когда над запорожским Днепром начинала индеветь пелена тумана в холодеющем перед рассветом холодном воздухе, и я, схватив с вечера приготовленный ящик с красками, бежал писать на берег Днепра весенний рассвет, мазанки запорожцев, голубые дали и вербы, осокори и степные курганы. Так продолжалось до осени.
Когда я привёз в Одессу триста пятьдесят таких этюдов, то Александр Попов-Иорини (Бурлюк соединил двух преподавателей), Ладыженский и К.К. Костанди не только не похвалили меня, но даже сделали выговор, что это „не искусство, а какое-то фабричное производство“».
Впоследствии он писал об Одессе ещё и так: «…Поселился в доме номер 9 по Преображенской улице как раз наискосок от школы. Позже через десять лет вернувшись в Одесское художественное училище, чтобы „получить диплом„, опять пришёл в этот же старый дом, поднялся на тот же этаж в ту же квартиру: и поселился „чтобы вполне себя чувствовать учеником, в той же комнате: под крышей„, с окнами бойницами, где по потолку Воронцовский маяк проводил полосы своих огней. Пол в комнате был наискось, упавшая гантель, с которой гимнастировали, катилась с грохотом до наружной стены.
Одесса – морской порт: весь город устремляется улицами к Эвксинскому Понту. Там я научился любить море».
Ныне на Преображенской 9 по инициативе одесского краеведа Евгения Деменка установлена мемориальная доска.
Давид Давидович в 1898 г. поступил в Казанское художественное училище, в 1899 г. перевёлся в Одесское художественное училище, однако в 1901 г. вернулся в Казань.
В 1909 г. вновь поступил в училище в Одессе и закончил его.
В экспозиции ОЛМ даны фото Д. Бурлюка 1914 г. и книга «Галдящие „Бенуа„ и новое русское национальное искусство».
«Мы должны и можем делать феноменальные явления и в искусстве, и в жизни. Возьмём мир за бороду и будем трясти… облапим весь земной шар и повернём в обратную сторону»…
Д. Бурлюк
Знаменитое турне поэтов по южным городам в январе 1914 года организовал поэт Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров). Афиша гласила:
«ПЕРВАЯ ОЛИМПИАДА ФУТУРИЗМА. Поведёт состязающихся ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ. СОСТЯЗАЮТСЯ: Вадим Баян (стихи), Игорь Северянин (поэзы), Давид Бурлюк (стихи), Владимир Маяковский (стихи и куски трагедии, шла в Петербурге, театр Комиссаржевской)».
С середины декабря 1913 по конец марта 1914 футуристы выступили с докладами и чтением стихов в шестнадцати городах: Харьков (14 декабря), Симферополь (7 января), Севастополь (9 января), Керчь (13 января), Одесса (16, 19 января), Кишинёв (21 января), Николаев (24 января), Киев (28, 31 января), Минск (11 февраля), Казань (20 февраля), Пенза (3 марта), Самара (8 марта), Ростов-на-Дону (17 марта), Саратов (19 марта), Тифлис (27 марта), Баку (29 марта). В большинстве городов выступали три кубофутуриста, члены группы «Гилея»: Давид Бурлюк, Владимир Маяковский и Василий Каменский (в отдельных случаях тот или иной отсутствовал), а иногда вместе с ними на сцене появлялись и другие поэты и художники. В Симферополе, Севастополе и Керчи в программе, названной «Первой олимпиадой футуризма», приняли участие Бурлюк, Маяковский, Игорь Северянин и его подражатель Вадим Баян (В.И. Сидоров); в Одессе и Кишинёве после разрыва с Северяниным гилейцы выступили вместе с критиком П.М. Пильским. В Минске, Пензе и Саратове гастролировали лишь Бурлюк и Маяковский, в Самаре – Бурлюк и Каменский, а в Ростове-на-Дону – Бурлюк, Маяковский и танцовщица Н.В. Эльснер.
В январе 1914 г. поэты скандальной славы – Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Маяковский оказались в Одессе. Интерес одесситов к футуристам был огромен. Десятки очерков, обзоров, фельетонов и шаржей появилось в одесских газетах. «Маяковский оказался героем»,– писали «Одесские новости» в январе 14-ого г.
Публика партера не приняла стихотворения футуристов, «галёрка, молодёжь аплодировала им», – вспоминает участник выступлений – поэт В. Каменский в книге «Юность Маяковского».
В кассе Русского театра, в котором состоялись вечера футуристов 16-го и 19-го января, сидела малоизвестная актриса этого же театра с позолоченным носом и губами. Над кассой висело объявление «Здесь обилечиваются на футуристов» и телеграмма Каменского «Курьерю в Одессу». Толпа людей окружала кассу.
Как сообщали «Одесские новости», каждый из поэтов выступал на фоне ширмы-панно, разрисованной им самим.
Первым выступал Василий Каменский. После него с докладом «Кубизм и футуризм» – Давид Бурлюк. Третьим говорил Маяковский, встреченный публикой особенно горячо. Речь шла о «достижениях футуризма». После «теоретической» части каждый из поэтов читал свои стихи.
А 20-го поэты, как сообщала «Вечерняя южная мысль», выступили экспромтом перед небольшой аудиторией в лит-арт клубе. Из воспоминаний В. Каменского известно, что Д. Бурлюк читал там своё стихотворение «Незаконнорожденные», написанное в сниженных тонах с вульгарной лексикой. В тот же вечер футуристы выехали в Кишинев, где выступили 21 января.
В 1911-1914 гг. занимался вместе с В.В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др. В 1912 году в знаменитом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» Бурлюк вместе с Маяковским, Хлебниковым и Кручёных призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности».
В своё время Давид Давидович Бурлюк жил в Москве, иногда в Уфимской губернии, в имении родителей своей жены Марии Никифоровны.
В 1918 году Бурлюк чудом избежал гибели во время погромов и расстрелов анархистов в Москве и уехал в Уфу. В 1918-1920-х он гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. В июне 1919 года добрался до Владивостока.
В 1920 г. эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. Здесь им написано около 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд в Америку. В 1922 поселился в США.
Всю свою жизнь Бурлюк непрерывно работал, движимый «инстинктом эстетического самосохранения», и гордо говорил, что создал более 20 тысяч картин и смог добиться признания в трех странах: России, Японии и Америке. Известен он также, как яркий и самобытный литератор. 24 мая 1967 года Бурлюку посмертно было присвоено звание члена American Academy of Arts and Letters в одном ряду с Леонардом Бернстайном, Генри Миллером, Марселем Дюшаном и другими.
Давид Бурлюк прожил очень яркую и насыщенную жизнь, и всё же мы смеем думать, что одесские страницы его жизни были не менее яркими.
Анна Божко
Оставьте отзыв