Марк Лукич Кропивницкий – отец украинского театра

Марк Лукич Кропивницкий – отец украинского театра

Кропивницкий Марк Лукич (1840-1910) – выдающийся украинский драматург, актёр, режиссёр первого украинского профессионального театра. Родился 7 мая 1840 года в селе Бежбайраки Бобринецкого уезда на Херсонщине в семье управляющего помещичьим имением.

Окончил уездное училище. С 1861 года служил в Бобринецкому уездном суде, позже был секретарем ратуши. Играл в театральных любительских кружках. Но пришло время прощаться с юношеским увлечением театром и выбирать профессию. Кропивницкий мечтал о сцене, но он хотел работать только для украинской культуры, и в то время создание украинского театра казалось настолько неосуществимым, что Кропивницкий решает стать инженером. В своей автобиографии он пишет:

«В сентябре 1871 г. я подал в отставку, продал дом в Бобринце, распродал хозяйство, лошадей и переехал жить в Одессу, думая устроиться в Технологический институт или в университет. Но не так получилось, как хотелось. Мать моя переехала жать к приятельнице своей, помещице Немировой и долго с ней не разлучалась. Не прошло и двух месяцев как поселились мы в Одессе, неоднократно побывали в итальянской опере и наконец не выдержал я, чтобы не пойти в народный театр; кстати на афише были фамилии некоторых актеров, с которыми когда-то познакомился я в Елисаветграде. Народный театр графов Морковых был на Александрийской улице, театр деревянный, переделанный из цирка. Я пошел на “Уголино”. Роль Уголино играл Ник[олай] Павлович Чернышов, зять и компаньон Морковых, который, кстати, и был душой всего дела. В антракте я зашёл за кулисы, увиделся со знакомыми актёрами, начались вопросы, удивление, как это я оказался в Одессе, и по которому случаю? Начали актёры меня восхвалять перед Чернышовым, как выдающегося исполнителя украинских произведений. Пристал покойник А. Выходцев: “Сыграйте, пожалуйста, в мой бенефис!..”. Я долго отвлекался, отказывался… однако в тот раз не согласился, сославшись на то, что сначала переговорю с женой. А в душе, признаться, всё поднялось и заговорило. На следующий день приехал ко мне Выходцев, как начал уговаривать, как начал просить, что я наконец согласился сыграть Стецько в “Сватанні на Гончарівці. Этот мой дебют 13 ноября 1871 года и решил мою судьбу. После спектакля меня не выпустили из театра, пришли рецензенты и в один голос сказали, что моё место на сцене» (М.Л. Кропивницкий «Автобиография»).

Марк Лукич Кропивницкий начинает играть в этой труппе, затем переходит в другую, потом в ещё одну… И так в составе различных российских труп 10 лет проработал Кропивницкий, объездив почти всю Российскую империю. В течение этих десяти лет Кропивницкий не оставлял веры в то, что когда-то выйдет на сцену украинского театра. Его мечты сбылись. В 1882 году Кропивницкий получил разрешение создать свою труппу, которой было разрешено играть пьесы на украинском языке.

Кропивницкий написал более 40 драм, комедий, водевилей. Наиболее известны его драмы: «Дай серцю волю, заведе в неволю» (1863), «Мироїд, або павук» (1882), «Доки сонце зійде, роса очі ввиїсть» (1882), «Дві сім’ї» (1888), «Олеся» (1891).

В 1882 году М.Л. Кропивницкий организовал совместно с М.П. Старицким первую украинскую профессиональную труппу, в которой исполнял обязанности режиссёра и актёра. Старицкий был директором.

В 1883 году только созданная украинская труппа под руководством Михаила Петровича Старицкого и Марка Лукича Кропивницкого приехала на гастроли в Одессу.

Первые гастроли труппы под руководством Кропивницкого и Старицкого прошли в Одессе в Мариинском театре в августе 1883 года. Одесские газеты постоянно публиковали рецензии на спектакли украинской труппы:

«Отъявленные скептики в течение двух месяцев не переставали посещать спектакли с малорусскими пьесами; ежедневно у кассы Мариинского театра происходила давка, переходившая в драки из-за билетов; артистам устраивали овации, подносили ценные подарки, курили фимиамы… Что же сей сон означает? Толкование его одно: в Одессе была труппа, отвечающая самым строгим требованиям драматического искусства». (Земляк «Из записной книжки рецензента» – «Одесский вестник», «Одесские новости»,«Одесский листок»).

Новости об оглушительном успехе украинской труппы облетели не только всю Российскую империю. Из Австро-Венгрии уважаемый тогдашний критик И.Я. Франко писал: «С тех пор ни у кого не возникало сомнений относительно существования на Украине самобытного национального театра, сразу выступившего со своим оригинальным, украинским, по-настоящему народным репертуаром».

Кропивницкий был непревзойдённым актёром, талант его был многогранен, он одинаково одарённо проявлял себя в комедии и драме, он умел невероятно точно подмечать характерные черты знакомых ему людей, а затем воплощать их в сценических образах убедительно и реалистично.

Начиная с первых победных гастролей 1883 года украинский театр приезжает в Одессу по несколько раз в год. Одесские зрители были в восторге от игры украинских актёров, а по рецензиям в одесских газетах можно писать хронологию украинского театра корифеев.

В 1896 году М.Л. Кропивницкий в Одессе в Городском театре (теперь Одесский оперный театр) праздновал 25-летие своей актёрской деятельности. Его сын вспоминал: «Слава его достигла в те годы апогея. Не знаю, как и когда (во всяком случае задолго до юбилея) Марк Лукич был провозглашён “отцом украинского театра”, но этот почётный титул был подхвачен всей общественностью и неизменно сопровождал фамилию Кропивницкого. Десятки телеграмм были прочитаны со сцены после юбилейного спектакля, в десятках газетных заметок и статей рассказывалось о юбилее и юбиляра. Откликнулись газеты Петербурга, Москвы, Киева, Харькова, Тифлиса и многих других городов» (В. Кропивницкий «Из семейной хроники Марка Кропивницкого: Воспоминания об отце»).

Корреспондент елисаветградской газеты писал, что как когда-то 7 греческих городов спорили о месте рождения Гомера, так теперь елисаветградцы готовы спорить с жителями Одессы, где собственно началось развитие большого таланта. Ведь первые выступления Кропивницкого состоялись на любительской сцене Елисаветграда, а дебют на профессиональной сцене, который и обусловил его дальнейшую судьбу, прошёл в Одессе. Видимо, сам Кропивницкий считал родиной рождения своего таланта всё же Одессу, потому что именно в наш город приехал он праздновать свой юбилей 25-летнего служения театру.

В Одессе прошли и последние гастроли М.Л. Кропивницкого в апреле 1910 года на сцене театра Сибирякова. В конце гастролей актёр чувствовал себя настолько плохо, что не мог играть и выходил на сцену просить прощения у зрителей. 21 апреля 1910 года он уехал из Одессы, и в поезде умер. Все одесские газеты откликнулись некрологами и скорбными статьями по поводу смерти «отца украинского театра».

 

Галина Закипна

 

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован.