Старицкий Михаил Петрович (1840-1904) – выдающийся украинский романист, поэт, драматург, директор первого украинского профессионального театра. Родился 14 декабря 1840 года в селе Клишенцах Золотоношского уезда на Полтавщине в дворянской семье. С 1851 года учился в Полтавской гимназии, которая в то время была одним из лучших средних учебных заведений Малороссии. В 1858 году М. Старицкий вместе со своим родственником Н. Лысенко поступил в Харьковский университет, а чуть позже, в 1860 году, они переходят на обучение в Киевский университет, где Михаил Петрович учится сначала на физико-математическом, а затем на юридическом факультетах.
В 1861 году Старицкий вернулся в родное село, чтобы вступить во владение отцовским наследством. В 1862 г. женился на сестре композитора Николая Лысенко Софии Витальевне. Это ещё больше укрепило дружбу будущих деятелей украинской культуры. В 1868 году Старицкий покупает небольшое имение в селе Карповке на Подолье, куда и перебирается с семьёй.
1871 М.П. Старицкий возвращается в Киев и упоённо отдаётся литературной и общественной деятельности. Вместе с Н.В. Лысенко он организует Общество украинских актёров, усилиями которого было поставлено немало пьес, опер и оперетт, в частности, ими по мотивам Гоголя была создана опера «Рождественская ночь», которая имела большой успех и стала настоящим культурным событием. По мотивам Гоголя Старицкий создал и оперетту «Утопленница», которая была опубликована в 1885 году в первом одесском украинском альманахе «Нива». Надо отметить, что именно в этой оперетте прозвучал романс «Ніч яка місячна». Многие считают эту песню народной. На самом деле это ария Левка из оперетты «Утопленница», музыку к которой создал Николай Лысенко. Премьера этого спектакля состоялась в Одессе.
В 1882 году Михаил Петрович Старицкий становится директором первого украинского театра. Огромные личные средства он отдаёт на организацию труппы: содержание актёров, пошив костюмов, создание декораций и тому подобное. В труппе Старицкого актёры получали столько, сколько платили только в Императорских театрах. Первые представления вновь трупы привели к таким национальным потрясениям в Киеве, что разрешения на большие официальные гастроли киевская власть не дала. Было решено ехать в Одессу.
Одесса к тому времени считалась третьим городом Российской империи, её называли Южной Пальмирой. Одесский театральный зритель был очень требовательным, он был знаком с лучшими образцами театрального искусства, на гастроли в Одессу постоянно приезжали лучшие театральные труппы – не только Российской империи, но и иностранные. Получить признание в Одессе значило осуществление мечты о создании профессионального украинского театра.
Гастроли открылись спектаклем «Наталка Полтавка», которая в течение 80 десятилетий шла на сцене. Вероятно, в тот вечер 15 августа 1883 года в зале не было ни одного зрителя, который не видел бы этой пьесы десятки раз в исполнении разных трупп, но тогда зрителям показалось, что они видят «Наталка Полтавка» впервые, настолько вдохновенно играли актёры, настолько яркими и совершенными были костюмы и декорации, и впервые одесситы смотрели этот спектакль, украшенный музыкой Николая Витальевича Лысенко. Зрители были в восторге. Было неоспоримо, что в Одессу приехала труппа, отвечающая самым высоким требованиям к театральному искусству. Гастроли украинской труппы под руководством Старицкого и Кропивницкого прошли в Одессе с необычайным успехом, и на долгое время Одесса стала центром гастрольной деятельности украинского театра.
Начиная с первых гастролей 1883 г. Одесса стала городом, куда больше любили приезжать украинские труппы, где их ждали восторженные зрители и доброжелательные рецензенты. В газетах писали: «Сценичность – существенное отличие пьес г. Старицкого. Он хорошо предусматривает все мало удобное для сцены, строит пьесу правильно, действие в пьесе развивается живо, интерес почти нигде не ослабляется неуместной растянутостью, один герой не пользуется преимуществами сравнительно с другим, и краски распределяются достаточно правильно. Все это – важные достоинства, благодаря которым зритель невольно подкупается» (Земляк «Из записной книжки рецензента» – «Одесский вестник», «Одесские новости», «Одесский листок»).
Для театра М.П. Старицкий написал 25 пьес: один перевод – «Гамлет» Шекспира, одиннадцать инсценировок и переделок произведений других авторов, тринадцать собственных оригинальных пьес. В своей писательской деятельности Старицкий особое внимание уделял исторической тематике, и когда стал писать для театра, то очень хотел на сцене показать героическую историю Украины, которая замалчивалась официальными кругами. Наиболее известные исторические пьесы – «Богдан Хмельницкий», «Оборона Буши», «Маруся Богуславка». Очень известна комедия М.П. Старицкого «За двумя зайцами», она не утратила своей популярности и до настоящих времён, и мало кому известно, что эта талантливая комедия – переработка драматического этюда И.С. Нечуя-Левицкого «На Кожемяках». Старицкий выкупил авторские права и создал из небольшого этюда непревзойдённую комедию. Также чрезвычайной популярностью пользовалась и драма Старицкого «Цыганка Аза».
М.П. Старицкий был одним из организаторов Всероссийского театрального общества, которое в 1897 году созвало Первый Всероссийский съезд деятелей сцены. В нём приняли участие такие выдающиеся актёры, как В. Немирович-Данченко, М. Ермолова, М. Савина, А. Ленский, А. Южин, И. Москвин и другие. Появление на трибуне М. Старицкого вызвало аплодисменты, которые долго не утихали. Драматург рассказал участникам съезда о невероятно сложных условиях развития театрального искусства на Украине, выразил протест против преследования украинского слова царизмом. Выступление горячо поддержали передовые деятели русской культуры.
Высоко оценивая вклад Старицкого в украинскую культуру, И.Я. Франко писал: «От половины 80-х годов Старицкий, став директором украинского театра, был одним из создателей лучшей театральной труппы, которая до сих пор была в Украине».
Галина Закипна
Оставьте отзыв