В 1925 году Ефим Иванович Фесенко отмечал свой юбилей. Бывшему владельцу крупнейшей в Одессе типо-хромолитографии, продукция которой была известна по всей Российской империи, а качество отмечено медалями многих международных выставок, исполнилось 75 лет. В этот юбилейный год, видимо, осознавая его как важную веху в своей жизни, понимая и то, что жизнь его клонится к закату, старый издатель начал писать мемуары.
Фесенко издал великое множество книг, а написал только одну. Написал её для своих детей, внуков, правнуков. Он хотел оставить для своих одесских потомков воспоминания о прожитой им жизни.
Вдумчивому читателю записки Ефима Ивановича Фесенко будут любопытны не только деталями быта и уклада жизни безвозвратно минувшей эпохи, суть – в интриге, которая выстраивается за неторопливыми строками о житье-бытье деревенского парнишки, пришедшего с тремя рублями в кармане в Одессу и через тринадцать лет сумевшего открыть собственное дело, которое всего-то за десятилетие стремительно расширилось и обрело всероссийскую известность. Интрига повествования заключена в этой уникальности взлёта. Ведь к тому времени, когда Фесенко впервые подошёл к типографскому станку, в Одессе уже сложился вполне конкурентоспособный издательский рынок, завоевать который было не так-то просто. Фесенко это удалось.
Феномен взлёта Фесенко кроется в конкретной исторической эпохе и особенностях основания и развития Одессы как экономических, так и социальных. Одесса за первые сто лет своего существования достигает звания третьего города Российской империи именно потому, что здесь в цене были трудолюбие, талант, житейская сметливость, стремление выполнить свою работу как можно лучше, а главное – честность. Честность, без которой бизнес в Одессе был обречён.
К великому сожалению, в краеведении последних десятилетий зачастую культивируется образ разухабистой, шарлатанской Одессы, в которой правят бал личности типа Мишки-Япончика и Соньки Золотой Ручки, а умение залезть в карман ближнего своего преподносится как особое искусство жить в Одессе. Неправда это, господа. Будь это так, не любили бы столь пылко этот город Бунин и Катаев, не написали бы о нём ни строчки Куприн и Бабель, забыли бы об Одессе, как о страшном сне, Ильф и Петров.
Дореволюционная Одесса была городом тружеников, основанная на разумных экономических законах, развивающаяся в условиях здоровой конкуренции порядочных предпринимателей, доверяющих слову друг друга и умеющих это слово держать. Примером и доказательством этого и служит частный случай предпринимателя Фесенко, который закономерен именно для Одессы той конкретной исторической эпохи, характеризующейся вполне определенными экономическими и моральными принципами, которые регламентировали как деловую, так и приватную жизнь.
Воспоминания Фесенко доведены до начала 1893 года. Старый издатель успел рассказать лишь о первом десятилетии существования своей типо-хромолитографии. Это были чрезвычайно важные годы для предприятия, вобравшие в себя знаковые вехи – основание типографии, её развитие. Воспоминания Фесенко обрываются на взлёте. О годах подлинного расцвета издательского дела Фесенко можем судить по массиву сохранившейся типографской продукции, по многочисленным наградам типографии, по статьям в периодике конца Х1Х – начала ХХ веков, свидетельствующих о безграничном уважении современников к известному одесскому издателю.
Ефима Ивановича называли «Одесский Сытин». Аналогов в украинском издательском деле Х1Х – нач. ХХ вв., к сожалению, не найти. Фесенко был единственным украинским «Сытиным». Хотя меценатов украинской культуры, щедрых и преданных национальной идее, было множество. Один из них, знаменитый промышленник Евгений Харлампиевич Чикаленко, любил говаривать, что «Україну треба любити до глибини власної кишені». Именно так любил Украину Ефим Иванович Фесенко, никогда не забывавший и не предававший своего козацкого рода.
Революция 1917 года полностью изменила привычный уклад жизни. Типография Фесенко была национализирована, но Ефим Иванович продолжал руководить ею. Фесенко был хозяином весьма своеобразным. Будучи в последнее предреволюционное десятилетие человеком состоятельным, к богатству своему относился очень спокойно и разумно. Большую часть денег вкладывал в дело, семью не обделял, но и к роскоши не стремился, детям давал хорошее образование, много путешествовал, получая от этого немалое удовольствие, но и о пользе дела не забывал, приобретая во время поездок новое оборудование, огромные средства отдавал на благотворительность.
Барство было чуждо натуре Фесенко. В работниках своей типографии он видел коллег, сотоварищей по труду, всегда помня о том, как сам толкал огромные круги старых типографских машин и задыхался от свинцовой пыли. Фесенко приобрёл участок в Александровке, этакий хуторок в степи, где каждый из работников имел право провести раз в году неделю отдыха вместе со своей семьёй. Помогал деньгами в случае болезни и беды, одаривал подарками на юбилеи и свадьбы, крестил детей и выдавал замуж в качестве посажённого отца, особо внимательным был к сиротам. Фесенко первым среди издателей России ввёл на своем предприятии восьмичасовой рабочий день. И работники платили ему любовью и преданностью. В 1926 году, похоронив любимого хозяина, они установили на могиле памятник со словами благодарности и признательности.
Такое отношение рабочих к своему хозяину, а также высокий профессионализм последнего объясняют, почему Фесенко после революции не пришлось спасать свою жизнь эмиграцией, подобно большинству предпринимателей. Он по-прежнему возглавлял уже национализированную типографию. Вероятнее всего, он продолжал надеяться, что жизнь как-то образуется, войдёт в привычную колею, прекратятся расстрелы и ужасы «чрезвычаек». Но вот закончилась гражданская война, и страна победившего пролетариата бодро принялась строить социализм, а жизнь всё не налаживалась, постоянными спутниками её продолжали оставаться разруха и голод, в семьях прочно поселился страх за родных и близких.
И вот в 1925 году старый издатель решает, что ему необходимо написать о том, как жили люди прежде, потому как эта прежняя жизнь, похоже, никогда уже не вернётся. Фесенко чувствует необходимость оставить воспоминания о прошлой жизни хотя бы для своей семьи, в этом он видит свою ответственность перед потомками и возврат долга предкам.
Мемуары стали главной книгой издателя Фесенко.
Две тетради, исписанные старческим дрожащим почерком, хранились в семье, перечитывались детьми и внуками. Эти записки привили потомкам издателя понятие рода, фамильной памяти и чести. В 1978 году внучка Фесенко Вера Евгеньевна Хренникова передала рукопись воспоминаний в Одесский литературный музей. Необходимость публикации этой рукописи была осознана потомками издателя и осуществлена в 2008 году.
Галина Закипная
Оставьте отзыв