Был в Одессе в конце 19-го – первой четверти 20-века такой журналист – Лоэнгрин (Пётр Титович Герцо-Виноградский), младший брат знаменитого в своё время Барона Икса (Семёна Титовича Герцо-Виноградского). Родился он 16 (28) июня 1867 года в городе Бендеры в дворянской семье (отец Семёна Титовича и Петра Титовича был исправником). В этом году 28 июня исполняется 155 лет со дня его рождения.
Был известен, как журналист, драматург, прозаик. Начал свою журналистскую деятельность в газете «Одесские новости».
В «Одесских новостях» начали свою литературную карьеру Корней Чуковский, К.В. Мочульский, Пётр Пильский, Владимир Жаботинский.
«Старую гвардию», своеобразный «совет старейшин» вокруг деспота-редактора, представляли О.А. Инбер, С. Соколовский (Седой) и Пётр Титович Герцо-Виноградский, «…избравший себе совершенно немыслимый в наше время псевдоним – Лоэнгрин и писавший длинные, ежедневные, многоуважаемые фельетоны в совершенно забытой теперь форме нравоучительной публицистики и якобы ядовитого, дозволенного цензурой радикализма» (Дон-Аминадо).
Из этой цитаты можно сделать вывод, что Лоэнгрин по популярности среди одесситов, конечно же, уступал своему старшему брату – Барону Иксу, который шёл наперекор всяческой цензуре, вкладывал в фельетоны всю душу и буквально сгорел на своей работе. Но всё же мы можем утверждать, что Пётр Титович Герцо-Виноградский занимал значительное место в одесской журналистике того времени.
Высоко отзывался о братьях Герцо-Виноградских их современник, журналист Петр Пильский: «…как было бы хорошо, если бы Одессе когда-нибудь впоследствии судьба послала нового Де-Рибаса! Этот новый летописец сумел бы написать страницу одесской истории, чтобы озаглавить её „Герцо-Виноградские“.
В России есть такие фамилии, есть имена, с которыми связано красивое представление о смелости, о защите, об огне, о готовности на смерть…
В журналистике, и в частности, одесской есть Герцо-Виноградские.
Барон Икс и Лоэнгрин…
Это немного интимно… но и самая его мебель – и этот книжный шкаф, и диван, и письменный стол, на котором было написано столько „Зигзагов“ Лоэнгрина, всё это – эта душа вещей – перешло к нему в исторической преемственности от брата – Барона Икса.
Из всех нитей, связывающих Петра Титовича с жизнью и миром, сильнейшей и прочнейшей является та, которую я хотел бы назвать „золотой пуповиной“ всё той же истории».
Дон-Аминадо (А. Шполянский) называл Лоэнгрина «прелестным, душевно напоминавшим чеховского Гаева, человеком», и отмечал, что он пользовался большой популярностью и любовью. Пётр Титович обладал прекрасной памятью и страстью к цитированию, и, как говорил Бунин, знал наизусть «где какие люди живут и за какие идеалы страдают».
Лоэнгрину патетически писали курсистки высших женских курсов: «Научите как жить…» (Дон-Аминадо)
Самым популярным в Одессе журналистом после В.М. Дорошевича назвал его О.Л. д’Ор.
Фигуру Герцо-Виноградского и его фельетоны, написанные «короткими рублеными строками, односложными абзацами „а ля Влас Дорошевич“», вспоминает В.П. Катаев в «Траве забвенья». Катаев писал, что, будучи ещё в гимназическом возрасте, он ходил по редакциям, пристраивая свои стихи, и что только один раз в редакции «Одесских новостей» известный журналист Герцо-Виноградский, «…человек с худым, интеллигентным лицом и длинными усами Верхарна», взглянув на него, вдруг чем-то в нём заинтересовался. Он ласково отстранил доброй рукой свёрнутые в трубку стихи гимназиста и сказал с простотой и откровенностью, что он ровно ничего в стихах не смыслит, посоветовав при этом обратиться к одесскому писателю А. Федорову.
Нам известен один одесский адрес журналиста – Ольгиевская, 9.
Лоэнгрин дебютировал в печати как фельетонист в 1889 г. в газете «Одесские новости» (6 мая), затем регулярно печатался в газетах «Одесский вестник», «Южное обозрение».
В «Южном обозрении» он проработал около восьми лет и был очень дружен с редактором – Николаем Павловичем Цакни – человеком выдающегося ума, другом и тестем И.А. Бунина.
Когда Цакни ушёл из жизни, это было большим горем для Петра Титовича.
Вот что писал он по этому поводу: «…По условиям своей редакционной работы я был настолько близок к Николаю Павловичу и он занимал столь значительное место в моей духовной жизни, что его смерть является для меня тяжкой раной и вряд ли когда-нибудь эта рана вполне заживет.
Цакни – это восемь лет моей работы в „Южном обозрении“. Восемь лет моей жизни. Потому что моя газетная работа – это и есть моя жизнь».
Пётр Титович был также хорошо знаком с журналистской и театральной жизнью Москвы и Петербурга. Об этом он рассказывал в своей книге «Театр воспоминаний М.Г. Савина», изданной в Тифлисе в 1929 году.
Большое внимание Лоэнгрин уделял вопросам женского равноправия, женского движения, борьбе с проституцией, и, пожалуй, не было в Одессе в то время журналиста, который бы писал на эти темы так много.
«Женщина предъявляет известные запросы ума и сердца… Прошло то время, когда эти запросы осмеивались некоторой частью нашего общества. Уже Достоевский, столь чуткий к общественным явлениям своей страны, отмечал в „Дневнике писателя“ этот подъём, это возрождение русской женщины… Русский человек, по его словам, поддался разврату стяжания, цинизма, материализма. Женщина осталась невредима и сохранила Бога в своей душе», – писал он в своей статье «Женское движение».
В 1900 гг. Лоэнгрин жил преимущественно в Одессе, регулярно публиковал довольно либеральные статьи, фельетоны под заголовком «Зигзаги», посвящённые вопросам литературы, театра и общественной жизни Одессы и столичных городов, в газете «Одесские новости» (в 1907-1911гг. был её редактором).
Публиковал также в столичном журнале «Театр и искусство» театральные рецензии под рубрикой «Одесские письма».
В «Зигзагах» писал обо всём: и об обществе св. Магдалины, которое давало кров и работу падшим женщинам, и о безыдейных постановках в одесском городском театре, преследующих основную цель – большой кассовый сбор (в частности – постановка «Гусарской лихорадки»), высмеивал восторженных обывателей, страдающих, например, от разлуки с гастролирующей четой актёров Фигнер: «…Но ведь, в конце концов, г.г. Фигнеры… уедут…».
Были у Лоэнгрина и неприятности, как и у старшего брата – С.Т. Герцо-Виноградского, настигшие его вследствие его убеждений.
Цензор А. Егоров (Конспаров) вспоминал, что во время военного положения в городе, в 1905 году, один из репортёров, наиболее рьяный и нетерпеливый, а именно сотрудник газеты «Южное обозрение», «из конторы которой последовали смертоносные выстрелы 19-го октября в русскую патриотическую процессию…, пишущий под псевдонимом Лоэнгрин, жестоко поплатился… Он поместил весьма хлёсткую статью в одной из столичных газет крайне левого направления, в которой с большой развязностью писал о невозможном положении печати в Одессе, причём указывал на меня и на двух моих сотрудников как на душителей её и жаловался, что при такой невозможной атмосфере он работать не может и совсем в ней задыхается. Узнав об этой статье, генерал Карангозов приказал препроводить к нему все забракованные цензурою статьи этого журналиста, и сделал распоряжение о высылке его в Вологодскую губернию, где по выражению генерала, «г. Лоэнгрину будет дышаться легче, чем в душной для него одесской атмосфере».
Были напечатаны воспоминания Петра Титовича о его встрече с А.П. Чеховым в Крыму 9 июля 1903 года.
Лоэнгрин в 1903 году был публицистом «Южного обозрения» и секретарём Одесского Литературно-Артистического Общества. Тут нужно сказать о том, что Лоэнгрин был с 1899 года членом-учредителем Общества. 18 октября 1901 года он был избран уже в члены правления, а на собрании 1-го февраля 1902 года П.Т. Герцо-Виноградский избран секретарём Общества.
Чехов и Лоэнгрин говорили свыше двух часов: о литературе и политике, философии и этике, о половой морали и об искусстве… Чехов отметил большое значение Горького и Бунина для русской литературы.
Говорил он также о необходимости противления злу злом ради установления счастливой жизни для всего человечества и мировой гармонии. Когда же Герцо-Виноградский попытался оспорить нравственность такой борьбы, Чехов ответил, что «через эту кровь человечество идёт к лучшему».
В 1911-12 гг. Лоэнгрин жил в Ростове-на-Дону, редактировал газету «Приазовский край». В эти же годы являлся сотрудником одесского сатирического журнала «Крокодил» (московский «Крокодил» появился намного позже). И хотя в рубрике «Крокодила» «Наша журналистика» на Лоэнгрина была напечатана эпиграмма:
«От века страждущим дарует исцеленье
Природа мудрая: дряхлеющим – спермин,
Больным сонливостью – одесской „Речи“ чтенье,
Больным бессонницей – добрейший Лоэнгрин»
мы всё же понимаем, что это следует воспринимать, как добродушную шутку.
В 1913 году Лоэнгрин опубликовал сборник небольших полуфантастических рассказов «Химеры» (Р. н Д.).
В 1913 г. вернулся в Одессу, сотрудничал в газете «Малые одесские новости». С 1916 г. снова жил в Ростове-на-Дону.
После Октябрьской революции жил в Тифлисе, работал главным редактором газеты «Рабочая правда». В 1920-х годах сотрудничал в газете «Тифлис», журналах «Искусство» и «Братство».
Умер Пётр Титович Герцо-Виноградский 10 февраля 1929 года в г. Тифлисе.
В №1 «Крокодила», вышедшем 2 апреля 1911 года, Лоэнгрин поместил статью «Исповедь журналиста, ставшего преступником», в которой были следующие слова: «Мы – не блестящие сыны парадной столицы, мы не несём смеха широкой, великой России… Мы хотим только факелом сатиры осветить глубины дна южного болота и смехом освежить эту дряблую, изъеденную сплетней, клеветой и тоской, провинциальную жизнь».
Думаю, что эти слова и были кредо всей жизни и всего творчества Лоэнгрина, одесского рыцаря пера, жившего высокими идеалами – Петра Титовича Герцо-Виноградского.
Анна Божко
Оставьте отзыв