Наполеон в стихах и рисунках А. Пушкина (к 200-летию со дня смерти Наполеона)

Наполеон в стихах и рисунках А. Пушкина (к 200-летию со дня смерти Наполеона)

В различные годы тема Отечественной войны 1812 года всегда проявлялась в творчестве Пушкина. В период южной ссылки в Кишинёве и Одессе Пушкин общался с непосредственными участниками и героями войны: генерал-лейтенантом И. Инзовым, генерал-губернатором М. Воронцовым, с семьёй генерала от кавалерии Н. Раевского, генерал-майором С. Волконским, генерал-лейтенантом И. Сабанеевым, генерал-майором М. Орловым, с будущими декабристами, которые себя называли «детьми 1812 года». Живя в Кишинёве, Пушкин узнает о смерти французского императора Наполеона на острове Св. Елены. В дневнике на французском языке пишет: «18 июля.1821. Известие о смерти Наполеона. Бал у армянского архирея». (Наполеон умер 23 апреля(5 мая) 1821г.). Пушкин начинает писать оду на смерть Наполеона. Первоначальная редакция стихотворения «Наполеон» написана в сентябре-ноябре 1821 года. Впервые будет напечатано в 1826 году с большими цензурными пропусками:

 

Предвидя чудный свой удел,

В его надеждах благородных

Ты человечество презрел.

В своё погибельное счастье

Ты дерзкой веровал душой,

Тебя пленило самовластье

Разочарованной душой…

 

В 1823 году деятельность «Священного союза», союза европейских государств во главе с Александром I привела к торжеству реакции. Вместо освобождения народов, обещанного в войне с Наполеоном, наступили годы упорной борьбы против народных движений. Строфы, включённые в окончательную редакцию стихотворения «Наполеон», Пушкин послал в письме А.И. Тургеневу из Одессы в Петербург 1 декабря 1823года:

 

Хвала! Ты русскому народу

Высокий жребий указал

И миру вечную свободу

Из мрака ссылки завещал.

 

Через полтора года (май 1825 г.) в письме к брату Л.С. Пушкину он писал: «Богатая мысль напечатать «Наполеона», да цензура…».

В качестве свидетельства оппозиционности Онегина, героя романа «Евгений Онегин», Пушкин показывает в его деревенском кабинете статуэтку Наполеона:

 

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой, с пасмурным челом,

С руками сжатыми крестом. (гл. 7)

 

В 1824 году перед отъездом из Одессы, Пушкиным был написан первый вариант стихотворения «К морю». В окончательной редакции дан лишь намёк на оценку деятельности Наполеона:

 

Одна скала, гробница славы…

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

 

На рукописях поэта, представленных в экспозиции одесского музея А. Пушкина, многочисленные рисунки Пушкина: портреты современников и исторических лиц – Робеспьер, Марат, О. Мирабо, Наполеон, М. Воронцов, Павел I, А. Ипсиланти и др.

 

На рукописи стихотворения, посвященного Наполеону, «Зачем ты послан был и кто тебя послал», написанного в Одессе в 1824 году, просматривается три линии профиля Наполеона, автопортреты Пушкина в костюмах эпохи Великой Французской революции:

 

Зачем ты послан был и кто тебя послал?

Чего, добра иль зла, ты верный был свершитель?

Зачем потух, зачем блистал,

Земли чудесный посетитель?

 

При жизни поэта не было напечатано стихотворение «Недвижный страж дремал на царственном пороге (декабрь, 1823), часть которого Пушкин написал в Одессе на одном листе со строфами (39-40) второй главы романа «Евгений Онегин». Стихотворение написано архаичными одическими строфами. Пушкин изобразил Александра I, «владыку Севера», в момент высшего торжества его реакционной политики, когда «Священный союз», подавив повсюду революционные движения, является единственным вершителем судеб мира:

 

Всё пало – под ярем склонились все главы…

 

Но торжество Александра I смущает видение, напомнившее ему о прежнем его унижении. Перед ним является тень Бонапарта, «владыки Запада»:

 

То был сей чудный муж, посланник проведения…

Свершитель роковой безвестного веленья,

Сей всадник перед кем склонялися цари,

Мятежной вольности наследник и убийца,

Сей хладный кровопийца, Сей царь,

Исчезнувший, как сон, как тень зари.

 

Призрак Наполеона является перед Александром I не таким, каким стал побеждённый император в дни изгнания. Он видит не поверженного врага, а Наполеона на вершине его славы, победителя, каким он был при Аустерлице и Тильзите. Призрак, смутивший Александра I, напомнил ему о непрочности торжества тех, кто попирает мир и презирает свободу.

«Гроза 1812 года» – эпоха национального одушевления и народной войны против иностранного нашествия – постоянно интересовала Пушкина и проявилась в творчестве поэта одесского периода, что и отражено на материалах экспозиции Одесского литературно-мемориального музея А. С. Пушкина.

 

Куценко О.К.

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован.