Ефим Яковлевич Ярошевский родился 19 марта 1935 года в Одессе. Много лет работал школьным учителем литературы – и одновременно был яркой фигурой одесского авангарда наряду с И. Павловым, Г. Маркеловой, А. Гланцем и т.д. Печатать Ефима Ярошевского начинают лишь с начала 90-х гг. Его «Провинциальный роман-с» – культовый текст в местном самиздате 70-80-х гг. – впервые был опубликован в 1998 году в Нью-Йорке, а позже переиздавался в Одессе и в Петербурге. Стихи печатались в «Арионе», «Новом мире», «Октябре», «Крещатике» и других журналах, в антологии «Освобожденный Улисс». В 2001-м в Одессе выходит маленький сборник стихотворений «Поэты пишут в стол», а в 2005-м – книга «Королевское лето», в которой впервые довольно полно представлены и проза, и стихи Ярошевского. В 2008 году поэт с женой Татьяной переезжают в Германию.
В 2010-м в Одессе АО «Пласке» издает книгу стихотворений Е.Я. Ярошевского «Холодный ветер юга», предисловие к которой пишет поэт, одессит по происхождению, Валерий Черешня.
О Ефиме Ярошевском, о его творчестве писали многие его друзья и почитатели. Приведём некоторые отзывы:
«В конце 70-х годов по рукам читателей самиздата отправилась в путешествие измаранная множеством авторских поправок рукопись большой повести – “Одесский роман-с”. Автор её – Ефим Ярошевский – преподаватель русского языка, жил в крохотной, заваленной книгами комнате на Молдаванке.
…одесская литература получила значительное художественное произведение, которое не только продолжило стилистическую традицию юго-западной школы, но и стало памятником поколению литераторов и художников, потерянных этим городом», – писал прозаик Вадим Ярмолинец в статье «Памятник потерянному поколению Одессы».
«Сегодня даже трудно себе представить, что первая публикация стихов Ефима Ярошевского, подготовленная Борисом Херсонским, состоялась только в 1992 году, в газете “Одесский вестник”, а автору было тогда 57 лет. С 1985 года, с прихода Михаила Горбачёва, началось время перемен. Несколько лет “толстые” журналы ломились от потока возвращённой из небытия литературы. А в Одессе, читай – в провинции у моря, – так и лежал написанный Ефимом Ярошевским в 1972-1976 годах “Провинциальный роман(с)”, который был классикой “самиздата”, самым ярким произведением о жизни одесского творческого андерграунда в “застойные” времена. В 1995 году в “Вестнике региона” я напечатал статью “Неисполненный роман(с)”, где писал, что книга, которую избегали публиковать, “это эпос, сказ о битнической Одессе, о том, что племя художников и влюблённых, литераторов и городских сумасшедших на берегу Чёрного моря прописано навечно, как бы ни усердствовали обкомы всех партий”. Увы, эта статья не побудила к действию издателей. Лишь спустя два года, в 1997 году, в Нью-Йорке роман вышел тиражом в… 50 экземпляров. Но плотину прорвало – книгу перепечатали в Мюнхене, в Петербурге и, наконец, в Одессе… Главным оказались среда, ставшая героем его прозы и поэзии, наличие вкуса и… талант, что дается Свыше. …Встречу с друзьями, с читателями Ефим Ярошевский провёл перед предстоящим отъездом. Когда-то отъезд был разрывом связей, трагедией и для остающихся, и для уезжающих. Сегодня – это виток биографии. Интернет делает текст существующим на всех континентах. Так что текст новой поэмы, которую читал автор,… одновременно узнают и в Одессе, и в Берлине, и в Иерусалиме… – писал в своё время журналист, писатель, краевед Евгений Голубовский.
Я знала Ефима Яковлевича лично. Знала его и как выдающегося одесского писателя и поэта, так и друга моих друзей и знакомых: Игоря Павлова, Галины Маркеловой, многих одесских художников. Высокий, прямой, с прекрасной осанкой, с благородной манерой держаться, он, особенно в профиль, напоминал поэта эпохи итальянского Возрождения Данте Алигьери. Весь его облик, я бы сказала, говорил о значительности его личности как человека и как литератора.
Его поэзия, сложная, метафоричная, масштабная по философскому осмыслению жизни, имела свойство завораживать слушателя, когда Ефим декламировал свои стихи, погружая его в особую музыку и ритм стихотворных строчек. Эффект увеличивался ещё и его замечательным, хорошо поставленным «преподавательским» голосом.
А вот что писал о нём Валерий Черешня: «Стихи Ярошевского, как все хорошие стихи, родом из прозы. Родословная его стихов легко прослеживается в яркой, метафорической, чуткой к интонации, звучанию, паузе, прозе Гоголя, Бабеля, Олеши, Ильфа. И прежде всего – в собственной. Всякий, кто читал его прозу, сразу увидит единство тем, образов, даже звучания с этими стихами. А кто не читал, …наверняка потянется к ней после этой книжки.
Но проза – прозой, а всеми поэтическими средствами автор пользуется блестяще. Рифма у Ярошевского – верно взятый след, который безошибочно выводит его к нужным и точным смыслам…
Ярошевский – поэт, умеющий восхититься прочитанным и восхитить нас. Это какая-то прогулка по садам словесности, где на протяжении такого, например, четверостишия:
Глициния, гланды, глазурь,
голодная Глория, глина,
гортензия, пляж Каролино
и странная в небе лазурь…–
мы можем прогуляться по всему Мандельштаму – от его “Соломинки” до “голодного Крыма” и лазури поздних стихов. И это будет не подражанием, а именно что прогулкой, взаимным восхищением, когда “равный с равным говорит”».
К восьмидесятилетию Ефима Ярошевского в 2015 г. в Одессе вышла книга избранной лирики «Непрошеная речь». Помню Ефима на презентации этой книги в ВКО, поэт читал свои стихи почти шёпотом. Это было после операции на горле, которую ему сделали в Германии. И всё равно: был тот же ритм, та же музыка стиха, которую невозможно утратить.
Ко всему написанному хочу добавить, что поэт родился 19 марта – за 2 дня до Всемирного дня Поэзии, праздника, утверждённого всемирной организацией ЮНЕСКО, а ушёл из земной жизни 21 марта 2021 года – именно в день Поэзии.
С 2008 года Ефим Яковлевич жил в Германии, но всегда был желанным гостем в родной Одессе. Каждый его приезд был ознаменован встречами с ним во Всемирном клубе одесситов.
30 марта 2021 г. в клубе должна была состояться презентация новой, только что изданной книги Ефима Яковлевича «Собрание сочинений. Из записок на салфетках». Представлять её должен был Юрий Ковальский – главный редактор журнала «Радуга» (г. Киев), в издательстве которого вышла последняя книга Ефима Ярошевского. Презентация, по понятным причинам, состоялась позже. Отрадно, что Ефим Яковлевич успел увидеть и подержать в руках эту книгу в свой день рождения.
Анна Божко
СТИХИ ЕФИМА ЯРОШЕВСКОГО
***
Я стою на мели Сухого лимана,
По колено в пыли моего романа
Я стою там давно и врастаю в сырость,
И за эти годы, наверное, вырос.
Там стоял
в носу ковыряющий Шая,
городской пейзаж собой освежая.
Где играло море в начале века,
там нога еврейского человека…
НОСТАЛЬГИЯ
Время дружеских пирушек,
коммуналок и прозрений,
время тайных заварушек,
час незрелых вдохновений.
Время пота и работы,
время табели о рангах,
бремя счастья и заботы,
час возврата бумерангов.
Время комнатных баталий,
время чая и дивана,
день, когда отец Гедали
посетил отца Ивана.
Час, когда библейский мальчик
поверял Голгофе совесть,
век, где бард, слюнявя пальчик,
написал о жизни повесть…
ЕВРЕЙСКИЙ ПОРТНОЙ
Кафтан перешит, в глазах першит
(читаем «Тору», главу «Берешит»).
За окнами душно, цветет самшит,
ветер в кустах шебуршит.
Кто-то прошлое ворошит,
кто-то чью-то судьбу вершит.
Что будет с нами, Отец решит.
(Звёздами свод кишит.)
Там по дороге к Богу бежит
смуглый и вечный жид.
Значит, жизнью не дорожит.
(Пулями дом прошит.)
Над головою ворон кружит.
Кто там доверчиво в люльке лежит –
верит и не дрожит?
С кем это смуглый ребёнок прижит?
Тоже, наверное, жид.
«Придет Аман и всех порешит –
чеченец ты или жид.
…………………..
Зима…
Воздух белыми нитками шит.
Мы снова читаем главу «Берешит»
– и что-то в горле першит.
***
…поэт,
бегущий в полночь к мутному бульвару,
где плачет пароход без мамы, где туман,
где всхлипывает март,
где прячется диспансер,
худой рентген весны показывает парк,
где холодно,
где соловей издох, попавший в снегопад…
Поэт, свихнувшийся,
на ледяной скамейке ждущий лета…
***
Не придёт, не постучит в окошко
тёпленький Гиршойхет,
не свернётся на подушечке уютная Рахиль.
И никто во сне не зашуршит, не ойкнет…
Домик сносят. Пусто. Пыль.
…Слишком плотен и высок на юге воздух!
Сигареты «Прима» на столе.
Вымыт подоконник. Ничего не просят
целомудренные нищие во сне.
***
Что же мне делать,
если над городом старым, цветным и пахучим,
летит с прекрасным ртом невеста Шагала?
Как мне сберечь это небо с цветком в голове,
где зелёная лошадь с глазами младенца
выносит свой круп за пределы картины
и мочится жарко в еврейскую полночь?..
……………
Сторож в ермолке читает при свете звезды ароматную Тору…
Витебский мальчик жадно целует нежные груди Рахили
и плачет.
Миша Блувштейн, кандидат в мастера, изучает теорию чисел.
Ему уже восемь лет…
Скоро ему будет семьдесят!
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД
Восхитительный запах дерьма и отечества!
Где сливочный ампир и классическое барокко,
Цветной торт лепных карнизов
и ломкий бисквит известняка…
дворовые сортиры,
дождик на станции Сортировочная,
мокрые рельсы и тоска переездов.
Там по утрам над Отрадой
встаёт высокое свежее море,
которое пахнет степью и не убитой рыбой!
***
А потом пришла весна!..
…………..
Я путешествовал тогда, имея виды
На берега Тавриды.
Там море,
Там в морской воде блестят болиды,
Там долго не купаются киприды,
Там по ночам летят одни ставриды,
и медленно гуляют нереиды…
…….
В соседних домиках шьют обувь инвалиды.
Там шепчутся весёлые наяды
И шьют свои наряды.
…Теперь там холодно,
сплошных сюрпризов груда…
Кругом простуда!
***
О, кладбище сих паровозов!
где слесарь-ремонтник затих.
Горячее солнце в стрекозах…
В канистрах играет бензин.
Холодное слабое лето
Стоит на нетвёрдых ногах.
Уже продаются билеты
на осень в стеклянных гробах…
***
…Ночь на дворе. Кот на столе.
Палеонтологи спят во мгле…
Бродят уфологи по спящей земле.
Маленькая Лолита
спит до поры,
влажными цветами весны увита,
в сумке замполита…
Там, в полумраке, томятся дары,
затеваются свадебные пиры.
Спит Лолита,
сладострастной слюной замполита облита,
от гриппа ещё не привита.
***
…Эта жизнь построена на песке!
достигаю цели гранатой
в одном броске,
долго летаю над хатой
в соседнем леске…
А к утру
засыпаю опять на ветру.
(дай синяк разотру!)
………
Простываю на сквозняке,
остываю в одном носке,
просыпаюсь в сплошной тоске –
у жизни на волоске.
***
Алеет помидор, синеет слива,
и пахнет рыбой море
в час отлива.
Там обрастает инеем амбар,
там партитура оперы, там бар –
и крики мусульман: «Аллах Акбар!»
…Там брат сестру торопит в час заката
(а в комнате нет ни сестры, ни брата!)
Там преступленье, призрак, там обман…
Там площадь изуродовал туман.
Там трапеза,
где гордый лист лавровый
ложится в лебединый суп багровый…
…Там Бэрримор, там баронесса Штраль.
Чудак Арбенин.
Лермонтов. Мистраль.
13.
Поэту-другу, Валерию Черешне
…………………..
Медленно постигаю твои стихи,
их принимаю почти внутривенно.
Пью эти сумерки… Жизнь сокровенна,
дни благодатны, и ночи тихи.
Ты ухитрился себя обмакнуть
в горечь и нежность,
в солонку мира.
Не сотворил из мира кумира,
но не сумел его обмануть.
…………
Ветер невинен, и звёзды строги.
Не избежать этим летом разлуки.
Падают наземь небесные звуки,
тайно ложась в основанье строки.
Жаль, что не спрашиваешь,
что же тут я
делаю…?
Тешусь дождливой погодой,
жадно живу на краю бытия,
ем хлеб изгнанья,
давясь свободой.
В ЕВРОПЕ ХОЛОДНО…
В Европе холодно, в Германии темно,
Власть… сами понимаете какая.
Не выпить ли немножечко токая,
не распахнуть ли в сумерки окно?
Но если нам всё это не дано,
то что же данное? Добротное сукно,
чтоб сшить себе шинель, подробно не вникая
в подробности?
Посильное участье принимая
в судьбе Акакия Акакьевича, зная,
что всё закончится печально. Но
это всё случилось так давно
(как, впрочем, и недавно). И понятно,
что это навсегда.
А поскольку
в Европе всё же холодно (зима и всё такое),
оставим метафизику в покое, –
не запахнуть ли шубу на изгое,
не отворить ли… Пушкину окно?
Пусть входит,
пусть сидит,
пусть пьёт вино
(на улице и хладно, и темно).
ВЕСНА 45-ГО
Просыпаюсь рано поутру:
за окном отец мой на ветру.
Ждёт, когда закончится метель.
Переждать бы эту канитель!
Поздно… Мутно небо. Ночь мутна.
Улица белее полотна.
Утро, ночь ли – не видать ни зги.
Камни прочно встали, как враги.
Чёрный забинтованный трамвай.
Дед роняет хлеба каравай.
Папа входит в сумрачный подъезд.
За спиной – война, Россия, Брест.
Долгая горячая страда,
битая незрячая страна.
Из развалин тянет тишиной,
тёплым ветром, гильзами, травой.
Позади – беда и лазарет.
Впереди – Синай и Назарет.
Танки, разогретые весной,
лето сорок пятого и зной.
Папа – рослый, сильный, молодой –
весело справляется с бедой.
И, не зная, что сказать весне,
мама улыбается во сне…
Оставьте отзыв