«Сила» Наоми Алдерман

«Сила» Наоми Алдерман

В 2016 году был опубликован научно-фантастический роман «Сила» Наоми Алдерман. На сегодняшний день этот роман принадлежит к числу классических образцов жанра антиутопии. За данное произведение писательница получила Baileys Women’s Prize for Fiction.[1]  Также газета The New York Times, которая существует и в онлайн варианте, в статье «The 10 Best Books of 2017» с краткой рецензией включила «Силу» в этот почётный список.[2]

Даже не читая произведений Наоми Алдерман, по мере подробного изучения её биографии можно заметить, что по сути это ознакомление с историей успехов талантливой женщины в разных сферах деятельности. На официальном сайте – http://www.naomialderman.com/about/ представлена как биография писательницы, так и новости относительно её художественной и журналисткой деятельности.

Писательский дебют состоялся в 2006 году с романа «Неповиновение». Важной вехой в развитии художественных способностей Алдерман было личное знакомство с Маргарет Этвуд. В 2012-2013 годах Этвуд была ментором Алдерман в рамках программы Rolex Mentor and Protégé Arts Initiative.[3][4][5] Они совместно написали новеллу о зомби – The Happy Zombie Sunrise Home.

Маргарет Этвуд фигурирует в Благодарственном посвящении в романе «Сила». В рамках менторства обсуждалась также идея для будущей на тот момент книги. И как говорит Алдерман: «The one thing Margaret directly suggested was the idea of a convent».[6]

Прежде всего стоит обратить внимание, что роман «Сила» сочетает в себе черты литературного мокьюментори и «рассказа в рассказе». Вначале и конце романа, за исключением Предисловия и Благодарности, происходит переписка между двумя персонажами – Нил и Наоми. Эта переписка предполагает конструкцию условного «реального мира», в котором персонажи обсуждают исторический роман Нила Адама Аремона «Сила». Произведение Нила также содержит Предисловие, которое цитирует другое «реальное» произведение из его мира – «Книгу Евы». В своей целостности роман Алдерман – это антиутопия.

Алдерман по сути в этой книге задаёт вопрос «а что если?» и постепенно перевёртывает современную патриархальную систему на матриархальную. Делает она это с помощью вводного компонента. Большинство женщин и редкие мужчины (интерсексуальные люди) в романе обладают пасмой, благодаря которой могут бить током других людей.

В этом антиутопическом мире Нил Аремон пишет «Силу» и претендует на некую историческую достоверность. Именно в историческом романе «Сила» можно проследить преобразование мира за короткий промежуток времени и с позиций разных персонажей. Важный сюжетный поворот строится на том насколько будто бы естественно мир трансформировался из гегемонии маскулинности и привычного, удобного «доброжелательного» патриархата в гегемонию феминности и привычный, удобный «доброжелательный» матриархат. Этот переворот можно заметить, как в деталях, так и в общем плане второй части повествования. Наоми Адерман даёт зеркальное отражение того, что сейчас происходит с женщинами в некоторых регионах нашего мира.

Вместе с тем, основная идея произведения писательницы показать, как конструируется власть.  Благодаря достаточно наполненному описанию мыслей, стратегий действий и ситуаций в которых оказались разные персонажи можно проследить формирование нового диспозитива власти. Политик Марго Клири пытается овладеть ситуацией и создать безопасную обстановку в обучении девочек, у которых есть пасма; Татьяна Москалева нелегитимно захватывает власть, устанавливает институциональное матриархальное государство и совершает преступления против человечества; Элли Монтгомери-Тейлор, она же матерь Ева, захватывает религиозные структуры власти и переворачивает патриархальные представления монотеистических религий на матриархальные (не единый бог, а единая богиня); Тунде Эдо – журналист, который освещает историческое событие, также фиксирует дискриминацию и нарушение прав мужчин во второй части повествования. Как и любая нестабильная обстановка, резкий гендерный переворот привёл к насилию, войнам и дискриминации мужчин.

Очень ироничным знаком является окончание книги. В продолжающейся переписке Нила и Наоми, последняя хвалит произведение Нила и предлагает ему опубликоваться под женским псевдонимом.

На официальном сайте в конце превью к книге писательница задаёт вопрос: «when you wield the power, how long will it be before the power wields you?».[7]

______________________________

[1] Baileys Prize: Naomi Alderman wins for ‘shocking’ sci-fi novel The Power [Electronic resource]. – Access mode: https://www.bbc.com/news/entertainment-arts-40187893

[2] The 10 Best Books of 2017 [Electronic resource]. – Access mode:

https://www.nytimes.com/interactive/2017/books/review/10-best-books-2017.html

[3] Encounters on the digital frontier [Electronic resource]. – Access mode:

https://www.rolex.org/rolex-mentor-protege/literature/encounters-on-the-digital-frontier

[4] Rolex Mentor and Protégée in Literature, 2012 — 2013 [Electronic resource]. – Access mode: https://www.rolex.org/rolex-mentor-protege/video/literature/margaret-atwood-and-naomi-alderman 

[5] Margaret Atwood mentors Naomi Alderman [Electronic resource]. – Access mode:

 https://www.telegraph.co.uk/culture/books/bookreviews/9480151/Margaret-Atwood-mentors-Naomi-Alderman.html

[6] Naomi Alderman: ‘I went into the novel religious and by the end I wasn’t. I wrote myself out of it’ [Electronic resource]. – Access mode: https://www.theguardian.com/books/2016/oct/28/naomi-alderman-interview-the-power

 

[7] The Power [Electronic resource]. – Access mode: http://www.naomialderman.com/

 

Екатерина Свирская 

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован.