ОНЛАЙН-ВЫСТАВКА  «ЗНАЮ ТЕПЕР, ЩО Я – УКРАЇНКА»

ОНЛАЙН-ВЫСТАВКА «ЗНАЮ ТЕПЕР, ЩО Я – УКРАЇНКА»

В этом году 1 ноября исполняется 170 лет со дня рождения украинской писательницы, народной учительницы, фольклористки Днепровой Чайки (Людмилы Алексеевны Березиной). Писательница родилась 20 октября (1 ноября) 1861 в с. Карловцы Ананьевского уезда Херсонской губернии, в семье сельского священника.

Отец её был русским и происходил из Владимирской губернии; мать – Наталья – украинка, вела свою родословную от старого казацкого рода Угриновичей, происходившего из Венгрии, а затем осевшего на Херсонщине.

«Но из всей семьи, – пишет А. Конощенко – настоящей украинкой, кроме матери, стала только Людмила Алексеевна (в семье было четверо детей – две девушки и два парня). Кто кроме матери оказал влияние на «украинизацию» Людмилы Алексеевны, что вообще отвернуло её от обычного пути сельских попов и привело к трудному пути украинского литературного творчества – сказать трудно. О своих детских годах она рассказывала очень мало и то, кажется, с неохотой».

Начальное образование будущей писательнице пришлось получать в специальной школе Одесского женского монастыря, а впоследствии (1871 р.) в Одесской частной женской гимназии А.В. Пиллер. Жила Людмила во время своего пребывания в начальной школе и в гимназии у монахини Филареты.

Режим женской гимназии удручал молодую девушку, а гимназическая наука не удовлетворяла её. Прислужничество начальству, пренебрежение бедными ученицами – вот в какой атмосфере пришлось находиться тогда Людмиле.

Ещё с детства будущая писательница хорошо знала украинские песни, которым она научилась у родителей и сверстников во время пребывания на каникулах в селе Збурьевцы, куда переехали её родители. «Отец мой, – писала она в автобиографии, – был весел, гостеприимен и всякому благосклонен. Из-за такого характера – он, по происхождению великоросс, – был ходячим сборником фольклора, язык усвоил прекрасно и сам радовался всяким достижениям фольклора. От него у меня ранней весной жизнь появилась такая тяга к песням, сказкам, всяким словесным образцам нашего языка».

В гимназии она впервые взялась за перо – начала писать стихи на русском языке.

Получив звание учительницы, Людмила Алексеевна стремится устроиться на педагогическую работу, чтобы добывать свой хлеб, но наталкивается на сопротивление родителей, которые считали, что ей не идти к мужикам.

Она находит место в школе, а затем, в 1884 году, переходит на должность учительницы в Одессе, в частной гимназии Карповой. Об этих годах писательница писала:

«Здесь и началась моя молодость, моя свободная, дорогая юность! Сколько перечитано, сколько прочувствовано, передумано и сколько хороших людей на свете! Ещё сильнее захотелось писать, но писать не по-русски, как с детства писалось, а на том самом любимом, самом музыкальном языке, к которому сразу тянуло, и боязнь брала, что правильно не скажу, исковеркаю язык».

На это время приходится и начало её литературной деятельности. Первое стихотворение «На смерть Тургенева» написала она в 1883 г. на русском языке. Но потом, под влиянием окружения, Людмила Алексеевна писала уже только по-украински.

«Знаю теперь, что я – украинка. И никакие безвременья, слова или события Великой России не волнуют моего сердца так, как история Украины, никакое пение не находит такого отголоска в душе, как украинское, ни за кого не болит так сердце, как за её ошибки, её язвы – отдаются стоном у меня в душе. И чем больше вижу в её истории ошибок, недостатков, тем страстнее люблю Украину», – писала она в те времена.

Ещё в своём дневнике она писала так: «Вырастут и у Днепровой Чайки когда-то крылышки – да ещё какие, бумажные!».

В 1885 году выходит первый украинский альманах «Нива», в котором были напечатаны стихи «Песня» и «Весточка», а также рассказы «Знахарка», подписанные новым для украинского читателя псевдонимом Днепрова Чайка.

Откуда взялся псевдоним Днепрова Чайка? Детские годы Людмила Алексеевна провела у самого устья Днепра – в селе Збурьевцы – в районе, где было много чаек, откуда, видимо, и происходит её псевдоним – Чайка в устье Днепра – или Днепровая Чайка.

Днепровая Чайка работала во многих жанрах, хорошо известны её стихи, пьесы, сказки, рассказы, очерки. Основные темы её творчества – тяжёлая крестьянская судьба, жизнь интеллигенции, революционные события 1905 г.

В 1885 г. Днепровая Чайка приезжает в Херсон, куда её муж Феофан Василевский был сослан и занимал должность губернского статистика. Она и здесь пишет стихи, рассказы, либретто детских опер.

Начиная с 1887 г. писательница публикуется в основном в периодике Западной Украины (альманах «Первый венок», журналы «Звонок», «Правда», «Заря»), выпускает цикл «Морские рисунки». Особый интерес у современников и наивысшую оценку критиков вызвали поэзии в прозе («Морские рисунки», «Тень несозданных созданий», «Две птицы», «Морское сердце», «Тополь», «Волна»).

Известна Днепровая Чайка и как детская писательница. Для детей писала сказки, стихи, либретто детских опер («Коза-дереза», «Капли-путешественницы», «Пан Коцкий», «Весна-красна»). Произведения её для детей воспитывают у юных читателей идею победы добра над злом. Долгие годы творческие связи объединили Днепровую Чайку с основателем украинской музыкальной культуры Н.В. Лысенко. Именно на либретто Днепровой Чайки композитор создаёт свои три детские оперы, написанные с 1888 по 1892 гг. («Коза-дереза», «Пан Коцкий», «Зима и весна»).

В 1909 г. писательница заболела и выехала на лечение в Одессу, где и находилась до 1911 г. Вскоре Днепровая Чайка тяжело заболела. Писать смогла уже только в течение 1918-1920 гг.

Всю свою жизнь писательница возложила на алтарь литературного творчества, пренебрегая личным благополучием.

В фондах Одесского литературного музея хранятся фотографии Днепровой Чайки периода её детства, фрагмент рукописи её рассказа, журналы с её публикациями и издания её произведений разных лет.

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован.