Скучна ли жизнь музейного сотрудника?

Скучна ли жизнь музейного сотрудника?

Часто думают, что повседневный труд музейного сотрудника («музейщика») – это полусонное перебирание пожелтевших бумажек, изучение никому не нужной «старины глубокой» и связанных с ней предметов. Как же они ошибаются!

Я утверждаю, что мир музейного сотрудника – это мир вечного поиска, открытий, действий, раздвигающих повседневное существование до увлекательных приключений.

Чтобы создать любую музейную экспозицию (в данном случае литературную), нужно сперва изучить множество монографий и статей, перебрать тысячи страниц в архивах, побеседовать с сотнями исследователей, написать столько же писем и т.д.

Затем набросать краткую тематическую структуру твоего видения будущего музейного шедевра и, наконец, пуститься в поиски экспонатов.

Это значит искать архивы, сохранившиеся у писателей /наследников, литературоведов, коллекционеров, регулярно дежурить в букинистических магазинах в ожидании новых поступлений; гордо приносить в музей старую книжицу/газетку/ изящный альбомчик с бог весть чьими фотографиями с одесского книжного развала или со Староконного рынка. И даже отправляться в экспедиции в далёкие села, чтобы потом с торжеством демонстрировать коллегам старенькую прялку, рубель, вышитый рушник, пожелтевшую библию и изношенный лапоть.

Все собранные экспонаты, наконец, изучены, описаны, переданы «на вечное хранение» (это формулировка в акте дарения) в фонды. Но как подать все найденные драгоценные экспонаты, чтобы посетители музея ахнули от восторга и неожиданности и перед ним открылись новые высоко гуманитарные истины?

Для этого нужно стать режиссёром и сценаристом будущей экспозиции. Вначале написать тематико-экспозиционный план, где перечислены все найденные тобой экспонаты с сопроводительными яркими текстами и точными музейными шифрами.

А затем самое главное – сотворить сценарий (почти театральный) будущей экспозиции, чтобы художники, как и ты, полюбили эпоху, её переломные моменты и даже никому не известного провинциального писателя – как полюбил всё это ты.

Но вот уже прогремели фанфары, состоялось торжественное открытие музея, толпы экскурсий и посетителей проходят по залам и затем оставляют восторженные, благодарные записи в Книге отзывов.

Музейщик ещё долго купается в лучах славы, пишет научные статьи об экспонатах и коллекциях, устраивает литературные вечера, открывает новые выставки, продолжает общаться с коллекционерами и писателями, собирать новые экспонаты…

Но стоп! Время неумолимо. Проходя по залам, через годы, порой думаешь: здесь чего-то не хватает. А ведь без этого писательского имени или без значительного литературного события история любимого города беднеет. И всё начинается по-новому – тематическая структура, тематико-экспозиционный план, поиски экспонатов, сценарий экспозиции. И так далее. Всё это строго рассматривают на научно-методическом совете музея и, если повезет, утверждают.

Таким образом, в музее появляются новые экспозиционные комплексы, посвящённые новым темам (О. Рабиновичу, В. Жаботинскому, Б. Пастернаку, писателям-жертвам сталинских репрессий, и т.д.), и даже обновлённые залы.

Ниже будут фотографии, рассказывающие об этом последнем этапе музейной работы – постоянном обновлении экспозиции.

Болгарский зал в Одесском литературном музее был открыт вместе с основной экспозицией в 1984 году. Это один из самых красивых и содержательных залов. Его любовно и вдохновенно создавали зав. сектором зарубежной литературы – всеми любимая Анна Полторацкая, её сотрудники и художники – Анатолий Гайдамака, Аркадий Борин и др.

Но вот пришло время обновить и дополнить несколько устаревшую физически и содержательно экспозицию. Вначале, после демонтажа экспозиции, был выполнен ремонт зала. Инициатором реэкспозиции стал Генеральный консул Болгарии, друг ОЛМ, Димитар Тучков.

Началась кропотливая работа по реставрации и восстановлению старой экспозиции и созданию новых тематических комплексов («Болгары и Одесский университет», «Эмиграция в Болгарию», «Современная болгарская литература и её связи с Одессой»).

Авторы новых экспозиционных комплексов – научные сотрудники Анна Божко, Виктория Водяная, Галина Семыкина. Художественную реставрацию и монтаж экспозиции осуществляли музейные художники – Юрий Нетрусов и Андрей Посуховский, реставратор Николай Ворошилов. Ремонт зала – заслуга дирекции и ведущего научного сотрудника Леонида Липтуги. Фотографии запечатлели также активное участие в монтаже новой экспозиции Татьяны Липтуги и Леонида Липтуги.

Обновлённая и дополненная экспозиция Болгарского зала была открыта благодаря друзьям и меценатам музея. Неоценимую помощь оказал генеральный консул Болгарии Димитар Тучков, подаривший музею аутентичные болгарские старинные женские наряды. А генеральный директор ПАО «Одескабель» Дмитрий Иоргачев, давний друг музея, помог осуществить качественный ремонт зала.

Летом 2016 года обновлённый Болгарский зал был торжественно открыт.

Не верьте, если кто-нибудь скажет, что жизнь музейного сотрудника скучна!

 

Галина Семыкина

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован.