Категория: <span>Новости</span>

Одесский литературный музей получил в дар личные вещи Михаила Жванецкого

Одесский литературный музей получил в дар личные вещи Михаила Жванецкого

Музейная экспозиция, которая открыта глазам посетителя, является вершиной айсберга. И её появление становится результатом постоянной кропотливой закулисной работы. Музейное дело динамично, потому что напрямую связано с памятью, явлением живым и постоянно меняющимся. Мы регулярно пополняем и дополняем фонды Одесского литературного музея, стремясь сохранить для вас основные аспекты уходящего времени.
В новом 2022 году музей также готов похвастаться первыми поступлениями. Коллекция музея пополнилась экспонатами, связанными с жизнью и творчеством М.М. Жванецкого. Одесский литературный музей благодарит за щедрый дар жену Михаила Михайловича, Наталью Валерьевну Жванецкую.

Александр Дерибас и его «Старая Одесса»

Александр Дерибас и его «Старая Одесса»

Александр Михайлович Дерибас (1856-1937) – талантливый журналист, краевед, библиограф и писатель – является представителем знаменитой фамилии, вошедшей в историю Одессы.

В этом году 31 декабря исполняется 165 лет со дня его рождения. Предки А.М. Дерибаса вышли из Испании, родной брат его деда Иосиф де Рибас является одним из основателей нашего города.

«Душа, полная любви» к 145-летию Лазаря Кармена

«Душа, полная любви» к 145-летию Лазаря Кармена

«Имя Кармена, – как писал Валентин Катаев, – сделалось широко популярно и вошло в ряд известных писателей того времени». Его по праву называли «одесским Горьким» – за полные лиризма и драматичности повести и рассказы о тех, кого именуют «простыми людьми», – портовых тружениках, торговцах и беспризорных детях, за его меткие и ёмкие зарисовки городской жизни, репортажные хроники потрясших весь мир «потёмкинских событий» и за многое другое.

Наполеон в стихах и рисунках А. Пушкина (к 200-летию со дня смерти Наполеона)

Наполеон в стихах и рисунках А. Пушкина (к 200-летию со дня смерти Наполеона)

В различные годы тема Отечественной войны 1812 года всегда проявлялась в творчестве Пушкина. В период южной ссылки в Кишинёве и Одессе Пушкин общался с непосредственными участниками и героями войны: генерал-лейтенантом И. Инзовым, генерал-губернатором М. Воронцовым, с семьёй генерала от кавалерии Н. Раевского, генерал-майором С. Волконским, генерал-лейтенантом И. Сабанеевым, генерал-майором М. Орловым, с будущими декабристами, которые себя называли «детьми 1812 года». Живя в Кишинёве, Пушкин узнает о смерти французского императора Наполеона на острове Св. Елены. В дневнике на французском языке пишет: «18 июля.1821. Известие о смерти Наполеона. Бал у армянского архирея». (Наполеон умер 23 апреля(5 мая) 1821г.). Пушкин начинает писать оду на смерть Наполеона. Первоначальная редакция стихотворения «Наполеон» написана в сентябре-ноябре 1821 года.

НАЧАЛО УКРАИНСКОГО МОДЕРНА

НАЧАЛО УКРАИНСКОГО МОДЕРНА

6 декабря исполняется 150 лет украинскому поэту Николаю Вороному, сделавшему первые шаги на пути украинского модерна. В 1901 году в журнале «Литературно-научный вестник» поэт опубликовал открытое письмо ко всем украинским писателям с призывом сплотиться вокруг издания, которое будет открыто и созвучно новым литературным тенденциям и стилям, уже нашедшим определённое развитие в западно-европейских литературах. Он призвал равняться на лучшие образцы современных европейских литератур, усваивать их и развивать. В тогдашних украинских писательских кругах письмо Николая Вороного приобрело значение «манифеста украинских модернистов».

«Неразделённая любовь». Переписка Петра Чайковского и Надежды фон Мекк. Музыкально-литературный спектакль.

«Неразделённая любовь». Переписка Петра Чайковского и Надежды фон Мекк. Музыкально-литературный спектакль.

Петр Ильич Чайковский – автор множества сказочных балетов и опер, симфоний, которые знает весь мир. Но не меньше, чем его музыка, интересна и жизнь самого композитора. В основе биографического спектакля «Неразделённая любовь» в рамках проекта «Музыкально-литературный салон Bell Canto» лежит переписка Петра Чайковского и его меценатки Надежды Фон Мекк.

Спектакль «Неразделённая любовь» шёл с успехом в Одесском Национальном театре оперы и балета, теперь об этой удивительной истории длиной в 13 лет мы расскажем и в Одесском литературном музее. Прототип главной героини спектакля, Надежда Фон Мекк при жизни была ангелом-хранителем великого композитора. Надежда фон Мекк, сорокалетняя вдова, была одной из богатейших женщин Российской империи. С преподавателем Московской консерватории Петром Чайковским она познакомилась на одном из его концертов – симфоническая фантазия «Буря» произвела на Надежду неизгладимое впечатление.

В нашем проекте музыка органично переплетается с литературой, письма и романсы создают единое полотно, рассказывая зрителям историю взаимоотношения двух неординарных личностей.

Г.П. ДАНИЛЕВСКИЙ И ОДЕССА

Г.П. ДАНИЛЕВСКИЙ И ОДЕССА

Одесса нередко упоминается на страницах художественных произведений и очерков Григория Петровича Данилевского (1829-1890) – талантливого русского и украинского писателя, автора исторических романов «Воля», «Княжна Тараканова» и др.

Между тем, немногие знают, что у писателя были творческие связи с нашим городом. Данилевский впервые посетил Одессу в 1850 г., во время своего путешествия по Украине, позже сотрудничал в газете «Одесский вестник», а в 1859 г. издал в Одессе книгу «Романтические типы старосветской Украины. Разбойник Гаркуша».

На склоне лет Данилевский, мысленно возвращаясь к событиям молодости, описал свои первые впечатления об Одессе в статье «Из литературных воспоминаний. Н.Ф. Щербина» (Исторический вестник. – 1891. – Январь). Статья посвящена другу Данилевского поэту Н.Ф. Щербине, знакомство с которым состоялось в 1850 г. Отрывок из одесских воспоминаний Г.П. Данилевского публикуется ниже.

Jesse Kellerman

Jesse Kellerman

Как правило, если ребёнок рождается в семье писателей и в последствии сам становится писателем он находится, либо в тени родительского таланта, либо сам затмевает своего более известного ранее родственника. Тем не менее, пока что, эта аксиома не коснулась семьи Келлерманов.

КАК «КОРОЛЬ» ПОЯВИЛСЯ В «МОРЯКЕ»

КАК «КОРОЛЬ» ПОЯВИЛСЯ В «МОРЯКЕ»

И снова, листая подшивки старых газет, хранящихся в фондах Одесского литературного музея, вспомним о великом литературном наследии нашего города. Газета «Моряк» имеет прочную связь с литературной историей Одессы: в её редакции в 1920-21 году работал К. Паустовский, тогда же публиковались стихи Ю. Олеши, В. Катаева, Э. Багрицкого, рассказы И. Бабеля.

На этот раз речь пойдёт о настоящем короле одесской литературной школы – Исааке Эммануиловиче Бабеле. На долгое время его имя было стёрто из истории, и только в 1958-м году К. Паустовский в своей знаменитой книге «Время больших ожиданий» вернул Одессе её короля.